Регион:
Авторы:
Местоположение: Москва, Никольская ул., 7-9 (м. «Площадь Революции», «Театральная»)
Тип памятника: Архитектурный ансамбль, Памятник церковной архитектуры
Заиконоспасский (Спасский за Иконным рядом) монастырь расположен в северной части Китай-города. Основан около 1600 года, как предполагают, на территории, отделившейся от монастыря Николы Старого. С 1620 года упоминается как Спас Старый (или на Старом). Иконный торговый ряд в древности отделял монастырь от улицы. Строения монастыря образуют вытянутое каре между площадью Революции (бывшей Воскресенской) и Никольской улицей.
В 1660 –1661 годах на средства боярина князя Ф. Ф. Волконского в обители возвели новый каменный собор во имя Спаса Нерукотворного Образа с верхней церковью во имя иконы Богоматери Всех Скорбящих Радость.
Монастырь стал одним из крупнейших в России центров просвещения. Ещё в 1630-е годы упоминается здание монастырской школы «грамматического учения». В 1664 году в обители открылась школа подьячих Тайного приказа, организация которой была поручена знаменитому богослову, поэту, драматургу, воспитателю детей царя Алексея Михайловича Симеону Полоцкому (погребён в монастырском соборе в 1680 году). В 1665 году сооружены кельи для Симеона и его учеников. В 1685 –1687 годах в западной части двора, по северной границе присоединенной территории, выстроили трёхэтажный Училищный корпус (Коллегиум) с галереями, лестничной башней и большим залом во втором этаже. Место для строительства выбирал патриарх Иоаким, в финансировании стройки участвовал князь Василий Васильевич Голицын. Тогда же в старой, восточной части двора к северу от собора построили двухэтажный Братский корпус.
Наметилось разделение территории на братскую и училищную части. Спасский собор оставался в братской (восточной) части, являясь при этом академическим.
Симеону приписывают проект «привилея» на учреждение Академии при Заиконоспасском монастыре. В 1682 году проект был подан на имя царя Фёдора Алексеевича учеником Семеона Полоцкого, строителем (настоятелем) Заиконоспасского монастыря, поэтом и богословом Сильвестром Медведевым. Проект предполагал передачу монастырю дополнительной территории к западу от первоначального двора. В 1685 году Медведев подал прошение об учреждении Академии царевне Софье Алексеевне. Началом Академии считается 1687 год, когда в Заиконоспасский монастырь была переведена греческая школа братьев Лихудов, расположившаяся в Училищном корпусе.
Инициативу «латинистов» Полоцкого и Медведева перехватили «грекофилы». Греческая партия во главе с патриархом Иоакимом в острой борьбе одержала верх после падения правительства царевны Софьи. В 1691 году Сильвестр Медведев был казнён как изменник и мятежник.
Славяно-греко-латинская академия – первое русское всесословное высшее учебное заведение. Она готовила образованных людей для государственной службы и Церкви, на неё были также возложены некоторые цензурные и судебные функции. В XVII веке в Академии преподавались греческий, латинский и славянский языки, «семь свободных искусств», богословие. Обучение разделялось на восемь классов, или «школ» (четыре низших класса, два средних и два высших). Ректорами академии являлись настоятели Заиконоспасского монастыря, преподавание осуществлялось Лихудами и монахами монастыря. Обучение было бесплатным и велось круглый год. Лихуды возглавляли «Спасские школы» до 1694 года, когда были отстранены по требованию Иерусалимского патриарха Досифея, недовольного сохранением в учебной программе латинского языка. В 1701 году братья были сосланы в костромской Ипатьевский монастырь.
Начало XVIII века ознаменовало новый этап в жизни Академии. В 1700 году игуменом Заиконоспасского монастыря и ректором Академии стал первый русский доктор философии и богословия, ученик Лихудов Палладий (Роговский). Протектором (попечителем) Академии в 1701 году Пётр I назначил митрополита Рязанского и Муромского, патриаршего местоблюстителя Стефана (Яворского). Указом 7 июля 1701 года Пётр I придал школе статус государственной академии и предписал «завесть в академии учения латинския», а преподавание греческого языка прекратить (восстановлено в 1738 году). Академия стала славяно-латинской. Возросло число учащихся (со 150 до 600) и учителей, расширился курс обучения (в программу были включены немецкий и французский языки, медицина, физика, философия), обогатилась библиотека. Кроме великороссов, в академии учились белорусы, крещёные татары, греки, грузины. В 1721 году стали принимать иностранцев, приравненных к русским учащимся.
Из Академии вышли виднейшие деятели русской культуры и Церкви: Палладий (Роговский); директор московского Печатного двора и редактор «Санкт-Петербургских ведомостей» Ф. П. Поликарпов-Орлов; поэт В. К. Тредиаковский; первый русский дипломированный доктор, профессор Падуанского университета П. В. Постников; математик и педагог Л. Ф. Магницкий; географ и этнограф С. П. Крашенинников; поэт, драматург и дипломат А. Д. Кантемир; историк Н. Н. Бантыш-Каменский; митрополит Евгений (Болховитинов); архиепископ Августин (Виноградский). В студенческих театральных постановках принимал участие основатель профессионального русского театра Ф. Г. Волков. В 1731 –1735 годах в Славяно-греко-латинской академии учился М. В. Ломоносов.
Между 1701 и 1709 годами был реконструирован Спасский собор. Нижний храм расширен трапезной и с двух сторон обстроен студенческими кельями. Кельи служили основанием галереи-паперти верхнего храма. Верхний храм приобрёл барочный облик. Переход от крестчатого двусветного четверика к большому восьмерику оформлен гульбищами с балюстрадами и смотровыми площадками. Большой восьмерик увенчан малым, а тот – лёгкой беседкой-ротондой. Выступы креста четверика имеют полуциркульные завершения с окнами-люкарнами, грани подчёркнуты лопатками, окна второго света оформлены прямоугольными наличниками с угловыми «ушами». Спасский собор относится к лучшим произведениям «петровского барокко». Архитектурное авторство без документальных оснований приписывается И. П. Зарудному.
В 1719 году по указу Петра I разрыв между Училищным и Братским корпусами заняли Учительские кельи. В это время в монастыре действительно работал И. П. Зарудный. В западном конце училищного двора находился школьный сад, в нём соорудили «комедийный амбар», то есть студенческий театр. Театральные представления в Академии стали традиционным событием жизни светского общества того времени. На месте древнего Иконного ряда в 1753 году построены два здания книжных лавок.
С учреждением в 1725 году Академического в Санкт-Петербурге, а особенно в 1755 году – Московского университета Славяно-греко-латинская академия постепенно теряла характер универсаль ного учебного заведения и превращалась в высшую богословскую школу. В 1775 году директором Академии стал архиепископ Московский Платон (Лёвшин). В 1814 году Славяно-греко-латинская академия преобразована в Московскую духовную академию и переведена в Троице-Сергиеву лавру – «удалена от рассеяния, свойственного многолюдным городам».
Заиконоспасский монастырь остался училищным. В нём последовательно размещались Духовное училище, Московская духовная семинария, Заиконоспасское духовное училище. В 1821 –1822 годах на месте и, возможно, с использованием фундаментов Коллегиума по проекту О. И. Бове построен новый Училищный корпус. Учительский корпус надстроен третьим этажом в 1886 году по проекту архитектора В. Д. Шера.
В 1895 –1897 годах торговые лавки вдоль Никольской улицы (совр. № 7) сменил монастырский торговый дом со Школьными (Училищными) воротами, сооружённый по проекту М. Т. Преображенского. Этот корпус стал фасадом западного, училищного двора. По фасаду восточного, братского двора в 1899 –1900 годах построен корпус со Святыми вратами, надвратной колокольней и книжным магазином (дом 9, архитектор З. И. Иванов). Колокольня, цитирующая архитектуру знаменитого хра ма Успения на Покровке (уничтожен в 1936 году), снесена в 1920-е годы и воссоздана в 2011 году.
В 1922 году Спасский собор стал центром обновленческого «Союза церковного возрождения», в 1929 году был закрыт. Реставрация собора (памятника федерального значения) проведена в 1960-е годы. Храм возвращён Церкви в 1992 году и получил статус Патриаршего подворья. Когда в 1993 году в монастыре открылся Российский православный университет, собор едва не стал снова «училищным», но из-за его технического состояния от этой идеи пришлось отказаться, а из-за отсутствия необходимых помещений университет перевели в Высоко-Петровский монастырь.
В доме 7 по Никольской улице с 1924 года располагалось общество «Радиопередача», а с 1931 года – первая телевизионная студия страны. Этот корпус по-прежнему принадлежит государственному телевидению. Дом 9 по Никольской улице, Братский и Учительский корпуса в советский период принадлежали Историко-архивному институту (ныне это институт Российского государственного гуманитарного университета, РГГУ).
На доме № 9 по Никольской улице 20 ноября 1964 года укреплена мемориальная доска из серого гранита (архитектор Л. И. Баталов) с текстом почему-то в прошедшем времени: «На этом месте находилось здание Славяно-греко-латинской академии, в которой с 1731 по 1735 год учился великий русский ученый М. В. Ломоносов».
В нижнем этаже Братского корпуса расположился ресторан (вход со стороны площади Революции), арендовавший помещения у города Москвы в обход Росимущества. Училищный корпус был сдан в аренду по той же схеме. В западной части двора правительство Москвы допустило подземное коммерческое строительство, в результате чего Училищный корпус приведён в остро аварийное состояние. Арбитражные суды подтвердили федеральную принадлежность всех строений монастыря, что делает юридически ничтожными любые соглашения коммерческих структур с правительством Москвы.
Решением Священного Синода 5 марта 2010 года Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь возобновлён. Община возрождаемого монастыря находилась в конфликтных отношениях с администрацией РГГУ в связи с процессом передачи имущества.
Смирнов С. К. История Московской славяно-греко-латинской академии, М., 1855.
Ковалёв А. Историческое описание ставропигиального второклассного Заиконоспасского монастыря в Москве, на Никольской улице. М., 1887. С. 31-63.
Сменцовский М. Н. Братья Лихуды. Опыт исследования из истории церковного просвещения и церковной жизни конца XVII и начала XVIII веков. СПб., 1899.
Кондратьев И. К. Седая старина Москвы. М., 1893. С. 248-257.
Памятники архитектуры Москвы: Кремль. Китай-город. Центральные площади. Изд. 2-е, испр. М., 1983. С. 416-418.
Либсон В. Я. Возрождённые сокровища Москвы. М., 1983. С. 99-104.
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. I: Кремль и монастыри. М., 1992. С. 150–155.
Романюк С. К. Москва. Китай-город: Путеводитель. М., 2007. С. 33-49.
Фонкич Б. Л. Греко-славянские школы в Москве в XVII веке. М., 2009.
Заиконоспасский монастырь [интернет-ресурс]. URL: http://zspm.ru/ (дата обращения 27.11.2020).