Свод петровских памятников России и Европы

Высоко-Петровский монастырь (Москва)

Петровский, что на Высоком, монастырь

Местоположение: Москва, ул. Петровка, 28/2 (м. «Пушкинская», «Чеховская», «Трубная»)

Тип памятника: Архитектурный ансамбль, Памятник церковной архитектуры

Монастырь находится в Белом городе, между Петровкой, Петровским бульваром и Крапивенским переулком. По преданию, основан на месте видения московскому князю Ивану Даниловичу Калите горы со снеговой вершиной. Сначала истаял снег, потом истаяла гора. Митрополит Пётр – первый из митрополитов Киевских и всея Руси, имевших с 1325 года местопребывание в Москве, – истолковал это видение в том смысле, что умрёт раньше князя. Монастырский собор посвящён Петру Митрополиту, канонизированному вскоре после смерти в лике святителей. Первое летописное упоминание монастыря относится к 1377 году.

Существующий кирпичный собор свт. Петра Митрополита построен в 1514 году итальянским зодчим Алевизом Фрязином. В Москве работали два архитектора с именем Алевиз Фрязин – Старый и Новый. Строителем собора традиционно считали Алевиза Нового (Алоизио Ламберти да Монтаньяна), современные исследователи склоняются к авторству Алевиза Старого (Алоизио да Карезано).

Около 1680 года территория монастыря была значительно расширена за счёт усадьбы Нарышкиных, родственников царицы Натальи Кирилловны, матери Петра I. Их двор примыкал к южной ограде обители, которая пользовалась поэтому особым покровительством царской семьи. Палаты Нарышкиных вошли в состав Братский келий, а белокаменные ворота усадьбы в Крапивенском переулке, датируемые XVI веком, стали задними монастырскими воротами.

Высоко-Петровский монастырь, расцвет которого приходится на царствование Петра I, является одним из главных памятников петровского царствования, храмовые посвящения носят программный мемориальный характер. Подобно тому как Новодевичий монастырь, покровительствуемый царевной Софьей и князем Василием Васильевичем Голицыным, стал лабораторией «голицынского барокко» 1680-х годов, Высоко-Петровский монастырь, покровительствуемый Петром, царицей Натальей Кирилловной и Нарышкиными, стал лабораторией другого архитектурного направления – «нарышкинского барокко» 1690-х годов.

Каменное строительство в монастыре развернулось с 1684 –1685 годов, когда закладывается церковь во имя Боголюбской иконы Божией Матери – усыпальница Нарышкиных. Пятиглавый храм, декорированный ещё в формах узорочья середины XVII века, сменил деревянную Покровскую церковь, в которой были погребены Иван и Афанасий Нарышкины – братья царицы Натальи Кириллов ны, убитые стрельцами во время восстания 1682 года. В конце XIX века М. И. Пыляев зафиксировал в трапезной 18 (9 мужских и 9 женских) захоронений Нарышкиных. «Московский некрополь» великого князя Николая Михайловича (1907) знает о 27 погребениях Нарышкиных в церкви и на территории монастыря, автор специального исследования архимандрит Григорий (Воинов-Борзецовский) – ещё о нескольких. Вот известный на сегодня список 35 погребённых в Боголюбской церкви и близ неё лиц:

·         Кирилл Полуектович (1623 –1691), боярин, дед Петра I;

·         Анна Леонтьевна (урождённая Леонтьева; †1706), боярыня, вдова К. П. Нарышкина, бабка Петра I;

·         Фёдор Полуектович (†1676), думный дворянин, брат К. П. Нарышкина, двоюродный дед Петра I;

·         Матвей Филимонович (†1691), Григорий Филимонович (†1695) и Кондратий Фомич († 1697), бояре, двоюродные братья К. П. Нарышкина;

·         Елена Осиповна, мать К. Ф. Нарышкина (†1691);

·         Акилина Семёновна (урожденная Чаплина, †1710), боярыня, вдова К. Ф. Нарышкина;

·         Иван Кириллович (1658 –1682), боярин, оружничий; Афанасий Кириллович (1662 –1682), стольник;

·         Лев Кириллович (1664 –1705) и Мартемьян Кириллович (1665 –1697), бояре; Федор Кириллович

·         (1666 –1691), кравчий; сыновья боярина К. П. Нарышкина, братья царицы Натальи Кирилловны, дяди Петра I;

·         Евдокия Кирилловна (†1682), девица, дочь боярина К. П. Нарышкина, сестра царицы Натальи Кирилловны, тётка Петра I;

·         Прасковья Фёдоровна (†1701), боярыня, первая жена Л. К. Нарышкина;

·         Евдокия Васильевна (урождённая княжна Сибирская, †1691), боярыня , жена М. К. Нарышкина;

·         Иван Иванович (†1693), окольничий, и Кирилл Алексеевич (†1723), кравчий, московский губернатор, – двоюродные племянники боярина К. П. Нарышкина, троюродные братья царицы Натальи Кирилловны;

·         Феодора Степановна (†1695), первая жена кравчего К. А. Нарышкина;

·         Михаил Григорьевич (1669 –1744), камергер, сын боярина Г. Ф. Нарышкина;

·         Ульяна Андреевна (урождённая Колычёва, †1738), жена К. Г. Нарышкина;

·         Александр Львович (1694 –1746), действительный статский советник, и Иван Львович (1700 –1734), флота капитан, – сыновья боярина Л. К. Нарышкина, двоюродные братья Петра I;

·         Прасковья Львовна (1687–1718) и Феодора Львовна (1697–1705), девицы, дочери боярина Л. К. Нарышкина, двоюродные сёстры Петра I;

·         Елена Александровна (урождённая графиня Апраксина, †1767), вдова действительного статского советника А. Л. Нарышкина;

·         Дарья Кирилловна (урождённая Нарышкина, †1730), жена флота капитана Ивана Львовича, дочь кравчего, московского губернатора К. А. Нарышкина;

·         Иван Иванович (†1735), комнатный стольник, сын окольничего И. И. Нарышкина;

·         Пётр Кириллович (1713 –1770), генерал-поручик, действительный камергер, и Иван Кириллович – сыновья кравчего, московского губернатора К. А. Нарышкина;

·         Наталья Кирилловна (1716 –1770), девица, дочь кравчего, московского губернатора К. А. Нарышкина;

·         Сергей Михайлович (1706 –1765), генерал-майор, и Иван Михайлович (1715 –1759), статский советник – сыновья камергера М. Г. Нарышкина;

·         Александра Владимировна (урождённая Нарбекова, †1752), жена С. М. Нарышкина;

·         Фёдор Александрович (†1760), статский советник, правнук И. Ф. Нарышкина (убитого в 1682 году).

Иван, Мартемьян и Лев Кирилловичи Нарышкины последовательно владели усадьбой Троицкое-Лыково, Лев Кириллович и его сыновья – усадьбами Фили, Петровское-Семчино (впоследствии Петровское-Разумовское), несколькими городскими домами на Воздвиженке и Мясницкой, Кирилл Алексеевич – усадьбами Свиблово и Братцево.

Надгробия из Боголюбской церкви большей частью сохранились, много лет стояли во дворе монастыря. Вне церкви сохранилось надгробие Натальи Кирилловны (1716 –1770).

Скромная часовня с каменным венчающим крестом, стоящая у юго-восточного угла храма, считается усыпальницей деда Петра I Кирилла Полуэктовича Нарышкина (†1691), насильно постриженного в 1682 году. Считается также, что он скончался в Кирилло-Белозерском монастыре. Однако из «Жития и завещания патриарха Иоакима» известно, что после единоличного воцарения Петра I Нарышкин в 1689 году сложил с себя монашеские обеты и вернулся в Москву. В 1690 году умирающий патриарх Иоаким простил Нарышкину нарушение обетов и разрешил ему «сожительство супружное». «Московский некрополь» уточняет, что он погребён в Боголюбской церкви.

В 1689 –1690 годах в память победы над Софьей перестраивается и освящается заново собор свт. Петра Митрополита. Растёсанные окна украшаются рисованными «наличниками». Столпообразный восьмилепестковый в плане храм стал образцом для церквей «нарышкинского» стиля. В науке храм долгое время датировался годом перестройки. Полная сохранность объёма 1514 года стала открытием 1980-х годов, повлекшим спорную реставрацию – на XVI век. Окна были возвращены к первоначальным габаритам, а рисованные разноцветные «наличники» закрашены (проект Б. П. Дедушенко). С тех пор «наличники» проступили вновь, прорисованы заново в ходе реставрации 2018 года.

В 1690 году бывшие палаты Нарышкиных, выходящие на угол Петровки и Крапивенского переулка, удлинены вдвое и надстроены вторым этажом для Братских келий. Первоначальный объём палат отделяет от нового объёма арка по центру уличного фасада. Палаты с пышным декором второго этажа стали самым представительным зданием Петровки, задав ей масштаб на будущее. Со двора вдоль Братского корпуса тянется арочная галерея, на которую выходят порталы келий. Самый пышный портал ведёт в Крестовую палату. Существует предположение, что первоначально это была Алексеевская церковь, посвящённая рождению царевича Алексея Петровича. Галерея соединена переходом с другой, тоже арочной, галереей, обходящей трапезную Сергиевскую церковь. Аркады Братского корпуса, трапезной и крепостной стены по Крапивенскому переулку обрамляют второй двор монастыря.

Церковь Сергия Радонежского с монастырской трапезной построена в 1690 –1694 годах как памятник спасения Петра I от заговорщиков в Троице-Сергиевом монастыре. Огромная трапезная сопоставима с аналогичными сооружениями Троице-Сергиева, Симонова, Солотчинского монастырей. Первоначально одноглавая, церковь делала иерархическую уступку пятиглавой Боголюбской церкви, однако уже в 1704 –1706 годах и она получила пятиглавие. Две сопоставимо крупные церкви парадоксально подчеркнули первенство миниатюрного Петровского собора, стоящего между ними.

Колокольня с надвратной церковью Покрова Пресвятой Богородицы завершена в 1694 году. Над трёхъярусными с террасой воротами возвышается четверик храма, над ним – два восьмигранных яруса звона, тонкий световой барабан с главкой. Колокольня до сих пор остаётся доминантой Петровки. Святые ворота ориентированы не на собор Петра Митрополита, а на Боголюбскую церковь, которая впоследствии стала второй соборной.

Высоко-Петровский монастырь входил в круг наиболее почитаемых и посещаемых царской семьёй. 5 мая 1690 года цари Иван и Пётр Алексеевичи присутствовали на освящении реконструированной церкви Петра Митрополита. После литургии Пётр жаловал бояр и прочих водкой. 1 мая 1691 года Пётр I присутствовал на погребении своего деда Кирилла Полуэктовича Нарышкина.

В 1740-е годы ансамбль монастыря дополнился Толгской церковью (бегство Петра в Троице-Сергиев монастырь пришлось на праздник Толгской иконы Божией Матери), в 1750-е – Пахомиевской церковью над задними воротами. Только Пахомиевская церковь не связана с петровской программой храмовых посвящений, но незадолго до революции она была переосвящена во имя апп. Петра и Павла.

До 1903 года в монастырских зданиях помещалась библиотека Московского общества любителей духовного просвещения. После 1917 года монастырь служил местом пребывания архиереев, лишённых кафедр по настоянию властей или вернувшихся из ссылки и не получивших нового назначения. В 1918 году обитель упразднена, но её храмы продолжали действовать. В 1929 году строения монастыря переданы под гражданские учреждения и под жильё. В Боголюбском храме устроили механический завод, в церкви прп. Сергия Радонежского открыли спортзал, позднее её передали хореографическому ансамблю «Берёзка» для репетиций. При строительстве метро территория монастыря была завалена грунтом, из-за чего некоторые постройки ушли в землю почти на 2 метра.

В 1992 году в Настоятельском корпусе разместился отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата, начали проводиться богослужения, но монастырь возобновлён не был, а стал патриаршим подворьем. Решение о возобновлении обители принято в 2009 году. Монастырь имеет статус ставропигиального. В Братских палатах с 1971 года размещался Государственный литературный музей, здание передано монастырю в 2014 году. Археологические исследования территории и реставрация основных строений монастыря, памятника федерального значения, велись с 1980-х годов и приобрели новый размах после 2015 года, принятого в Церкви за дату его 700-летия.

Литература

Григорий [Воинов-Борзецовский, архим]. Высокопетровский монастырь. М., 1873.

Памятники архитектуры Москвы: Белый город. М., 1989. С.180–189.

Пыляев М. И. Старая Москва. М. 1990. С. 166, 397.

Анисимов А. В. Москва: Архитектурный путеводитель. М. 1997. С. 57–59.

Малиновский А. Ф. Историческое обозрение Москвы. М. 2007. С. 276–278.

Высоко-Петровский мужской монастырь [сайт монастыря]. URL: http://vpmon.ru/ (дата обращения 27.11.2020).