Свод петровских памятников России и Европы

Верхний сад в Петергофе

Местоположение: Санкт-Петербург, г. Петергоф, Санкт-Петербургский пр-т, между улицами Правленской и Разводной

Тип памятника: Памятник садово-паркового искусства

Проект планировки Верхнего сада перед южным фасадом петровских Верхних палат (ныне Большой петергофский дворец) разработал к 1716 году архитектор И. Ф. Браунштейн на основе набросков, сделанных Петром I в 1714 году. Сад площадью около 15 га имеет форму прямоугольника и представляет собой классический пример регулярной планировки: строгая симметрия, фигурная стрижка деревьев, многочисленные беседки и скульптурные украшения, великолепный партер в центральной части, с каждой стороны которого по четыре ряда подстриженных лип. Окончательная планировка, включая водоёмы, была завершена в 1724 году. Композиционная основа первого проекта, осуществлённого садовым мастером Л. фан Гарнихфельдом, не изменилась до настоящего времени.

В петровское время в геометрически очерченных боскетах – «городках» – росли фруктовые деревья и ягодные кусты, находились овощные грядки. Это соответствовало традициям старомосковских дворцовых садов, парадное назначение которых совмещалось с хозяйственным.

В 1733–1739 годах архитекторы М. Г. Земцов, И. Ф. Бланк, И. П. Давыдов и скульптор Б. К. Растрелли придали Верхнему саду исключительно парадный характер. Плодовые деревья, овощные грядки и теплицы разместили в других местах. В садовых водоемах были сооружены фонтаны, украшенные скульптурой. Сад стал ещё более торжественным и нарядным после постройки в 1754–1760 по проекту Ф. Б. Растрелли ограды с каменными столбами и воротами.

Основным украшением Верхнего сада служат пять фонтанов. Три из них – «Межеумный», «Нептун» и «Дубовый» – расположены на центральной аллее, а два других – в восточном и западном Квадратных прудах, устроенных напротив боковых флигелей дворца. Квадратные пруды созданы в 1719 году по проекту Ж.-Б. Леблона для накопления воды, питающей Большой каскад. В 1737 году, они были превращены в фонтанные бассейны и декорированы скульптурными группами работы Б. К. Растрелли.

«Межеумный» фонтан расположен ближе всего к главному входу в сад со стороны Санкт-Петербургского проспекта. Этот фонтан не дошёл до нас в первозданном виде. Скульптуры дракона и четырёх выпрыгивающих из воды дельфинов отлиты в 1950-х годах по модели скульптора А. Ф. Гуржия.

Огромный фигурный бассейн (92 х 33 м) с фонтаном «Нептун» занимает центральное место в композиции сада. Бассейн устроен в 1721 году по чертежу Леблона, утверждённому Петром I. Скульптурная группа, включавшая Нептуна, колесницу, трубящих тритонов и небольшой каскад, была установлена в бассейне в 1737 году под руководством Б. К. Растрелли. Выполненная из свинца, она к концу XVIII века пришла в негодность. Современный вид фонтан приобрёл в 1798–1799 годах. Центральная бронзовая скульптура Нептуна работы немецких скульпторов Х. Риттера и Г. Швейгера была приобретена в Нюрнберге во время заграничного путешествия будущего императора Павла I. Пострадавший во время войны, фонтан был восстановлен только в 1987 году.

Фонтан «Дубовый» получил своё название от того, что в центре бассейна в 1733–1735 годах поставили «дерево большое званием Дуб» окружённое свинцовыми скульптурами тритонов и дельфинов. «Дуб» имел золочёные медные сучья и листья. В 1929 году вместо «Дуба» была установлена мраморная скульптура «Амур, надевающий маску» (1809, скульптор Д. Росси) в окружении шести бронзовых дельфинов. В таком виде фонтан восстановлен в 1971 году, но первоначальное название «Дубовый» он сохранил. С южной стороны этого бассейна установлены четыре статуи середины XVIII века работы скульптора Дж. Бонацца.

Неотъемлемой частью декора Верхнего сада служат беседки и перголы. Первые трельяжные решетчатые беседки и крытые аллеи были устроены здесь уже в 1723 году. Так как они были деревянными, то периодически разрушались и возобновлялись или переделывались в 1737, 1763 и 1858 годах. В 1971–1972 годах трельяжные конструкции восстановлены архитектором-реставратором П. П. Ковалевским.

В 1941–1944 годах Верхний сад был почти полностью уничтожен оккупантами: вырублено множество деревьев, бассейны и фонтаны разрушены, через всю территорию прорыт противотанковый ров. Восстановительные работы на основе графических материалов XVIII века начались в 1952 году и продолжались в течение двадцати лет.

Верхний сад, являющийся частью дворцово-паркового ансамбля и памятником федерального значения, входит в состав Государственного музея-заповедника «Петергоф». Сад можно охватить одним взглядом с балкона и из окон центральной части Большого дворца. Взгляд с высоты помогает воспринять Верхний сад как целостное произведение искусства.

Литература

Дубяго Т. В. Русские регулярные сады и парки. Л., 1963.

Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. Л., 1983. С. 322–343.

Коренцвит В. А. Ранний план Петергофа из Стокгольмского Национального музея как исторический источник // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник. 1984. Л., 1986. С. 497–507.

Раскин А. Г. Петродворец: Дворцы-музеи, парки, фонтаны. Л., 1988. С. 28–36.

Новые страницы ранней истории Петергофа // Невский архив. [Вып. 1]. СПб., 1993. М. 145–158.

Юмангулов В. Я., Хадеева Н. Ю. Скульптура Нижнего парка и Верхнего сада: Каталог коллекции. СПб., 2015.

Белоусов А. С. К вопросу о датировке собственноручных рисунков Петра I по планировке Петергофа // Европейские маршруты Петра. К 300-летию визита Петра I во Францию. Материалы IX Международного петровского конгресса. Париж-Реймс, 20-22 апреля 2017 года. СПб., 2018. С. 232–239.