Свод петровских памятников России и Европы

Верхний сад (Петергоф, С-Петербург)

Местоположение: г. Петергоф, Санкт-Петербургский пр., Разводная ул., Правленская ул.

Тип памятника: Памятник садово-паркового искусства

Верхний сад Петергофа – выдающийся образец садово-паркового искусства – является одним из старейших сохранившихся регулярных парков на территории России.

Сад расположен перед южным фасадом Большого Петергофского дворца на плато естественной гряды. С восточной, южной и западной сторон он обнесён оградой, построенной в середине XVIII века, с севера территорию замыкает Большой дворец.

Композиция сада является классическим примером регулярного стиля. Вытянутый с юга на север прямоугольник сада площадью около 15 га, разделён на три продольных части: центральный партер и размещённые с двух его сторон боскеты. Расположенный посередине, на главной продольной оси, парадный партер открывает вид на Большой дворец. Открытый партер фланкирован с запада и востока четырёхлинейными формованными липовыми аллеями. Участки к востоку и западу от партера строго симметричны друг другу: вблизи дворца расположены. В планировку партера вписаны три фонтанных бассейна: Дубовый, Нептуновский и Межеумный. Квадратные пруды с устроенными в них фонтанами, за ними, южнее – боскеты, называвшиеся в петровское время «городками» или «квартирами». В соответствии с особенностями планировки каждая пара боскетов называется Квадратными, Косыми и Круглыми.

Планировка Верхнего сада в основном сложилась в петровское время и окончательно оформилась в середине XVIII столетия. Работы на территории будущего Верхнего сада, или «Верхнего огорода», начались в 1710-х годах. В январе 1711 года Пётр I писал Меншикову: «…хотя на пятьдесят сажен от полат (или менши) насыпать доброй земли и зделать цветники». На собственноручном чертеже Петра I, датируемом 1715–1716 годами, П-образный мелиоративный канал, окружающий сад, обозначен как «старый ров». Он сохранился до наших дней и носит название «Петровский». Планировка сада была разработана при участии архитекторов И. Ф. Браунштейна, Ж.-Б. Леблона и садового мастера Л. Ван Гарнихфельда. Особое внимание уделялось водоснабжению фонтанов Большого Грота.

Первые документальные свидетельства о намерении создать на территории Верхнего сада «пруд для накопу воды» относятся к 1715 году. После своего возвращения из заграничного путешествия в октябре 1717 года Пётр приказал вырыть в самом саду три бассейна: два к западу и востоку от партера и один в центре. Эти водоемы, созданные в 1718–1721 годах, впоследствии получили названия Квадратных прудов и бассейна Нептуна.

Круглые пруды «Дубовый» и «Межеумный» появились в центральном партере в 1730-е годы, во время нового этапа обустройства Верхнего сада. В 1733–1739 годах архитекторы М. Г. Земцов, И. Я. Бланк, И. П. Давыдов, скульптор Б. К. Растрелли, фонтанный мастер П. Суалем и садовый подмастерье Б. Фок придали Верхнему саду парадный характер. В водоемах сада были установлены фонтаны и скульптурные группы работы Б. К. Растрелли.

В партере вблизи дворца были установлены солнечные часы. Они отчетливо видны на аксонометрическом плане П.А. Сент-Илера 1770-х годов, однако время их появления в саду не выяснено. Известно, что первые солнечные часы были привезены в Петергоф еще при Петре I, в 1723 году. Во время оккупации Петергофа часы были серьезно повреждены и восстановлены в 1976 году.

Площадь Верхнего сада была увеличена в середине XVIII века после перестройки Большого дворца архитектором Ф. Б. Растрелли. В 1754–1756 годах по проекту по периметру Ф. Б. Растрелли была построена ограда на каменных столбах, украшенных масками львов; входы в парк оформлены монументальными пилонами.

К концу XVIII века прекратилась стрижка деревьев, и в XIX столетии Верхний сад практически утратил регулярный облик. Свинцовая золочёная скульптура в саду и фонтанных бассейнах обветшала и была в основном демонтирована, за исключением статуи Аполлона Бельведерского и фигур, оставшихся в фонтанных бассейнах. В конце 1920-х годов в Верхнем саду появились скульптуры «Зефир», «Вертумн», «Помона» и «Флора», а партер украсили фигуры «Минерва», «Меркурий», «Амфитрита» и декоративные вазы.

К 1930-м годам в результате работ, проводившихся под руководством Н. И. Архипова, была возвращена планировка партера в регулярном стиле. В основу реставрации сада 1960–1670-х годов (проект архитектора П. П. Ковалевского и инженера Р. Ф. Контской) легли планы П. А. Сент-Илера.

Главным украшением Верхнего сада служат пять фонтанов: расположенные на центральной композиционной оси сада «Межеумный», «Нептун» и «Дубовый» и фонтаны Восточного и Западного Квадратных прудов.

Во время оккупации Петергофа в 1941–1944 годах Верхний сад серьезно пострадал. Восстановительные работы были начаты летом 1944 года. В декабре 1947 года удалось вернуть из Германии похищенную оккупантами скульптуру фонтана «Нептун», которая была установлена на своем месте в августе 1949 года, а фонтан запущен в 1956 году. В 1958 году был восстановлен пруд с фонтаном «Межеумный», скульптуру для которого к тому времени отреставрировал скульптор А. Ф. Гуржий. В период с 1961 по 1968 год по проекту архитектора П. П. Ковалевского. В 2003 году в боскете «Западный квадратный городок» среди плодовых деревьев был устроен «Аптекарский огород» с грядками. В период с 2015 по 2016 год прошёл масштабную реставрацию фонтан «Нептун», в 2017–2018 годах – Западный квадратный пруд с фонтаном.

В 2020–2024 годах осуществлялась масштабная реставрация зеленых насаждений, дорожек, малых архитектурных форм и всех гидросооружений Верхнего сада, призванная привести его в соответствие с планом П. А. Сент-Илера по состоянию на 1770-е годы.

Литература

Архипов Н. И., Раскин А. Г. Петродворец Л.; М.: Искусство, 1961.

Дубяго Т. В. Русские регулярные сады и парки. Л.: Госстройиздат, 1963.

Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. Л.: Стройиздат, 1983. С. 322–343.

Раскин А. Г. Петродворец: Дворцы-музеи, парки, фонтаны. Л.: Лениздат, 1988. С. 28–36.

Горбатенко С. Б. Новые страницы ранней истории Петергофа // Невский архив. [Вып. 1]. М.;СПб.: ФениксAtheneum, 1993. С. 145158.

Коренцвит В. А. Ранний план Петергофа из Стокгольмского Национального музея как исторический источник // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник. 1984. Л.: Наука, 1986. С. 497–507.

Волкова О. Д. Уроки исторической реставрации (восстановление Верхнего сада Петергофа после Великой Отечественной войны) // От «Царского огорода» к музею-заповеднику. СПб.: ГМЗ «Петергоф», 2018. С. 49–54.

Юмангулов В. Я., Хадеева Н. Ю. Скульптура Нижнего парка и Верхнего сада: каталог коллекции. СПб.: ГМЗ «Петергоф», 2015.

Белоусов А. С. К вопросу о датировке собственноручных рисунков Петра I по планировке Петергофа // Европейские маршруты Петра Великого. СПб.: Европейский Дом, 2018. С. 232239.

Кальницкая Е. Я. Театр придворной жизни: очерки петергофской повседневности. СПб.: Подписные издания, 2023.