Регион:
Авторы:
Регион:
Авторы:
Местоположение: Канал находится в центральной части города, южнее Кремля
Тип памятника: Памятник инженерного искусства
Будучи в Астрахани в 1722 году в связи с подготовкой к Персидскому походу, Пётр I обратил внимание на её благоустройство. С южной стороны город окружали солончаковые болота, непригодные для жилья. Предание приписывает Петру инициативу строительства канала, призванного давать в центр города чистую проточную воду, быть пристанищем для мелких судов во время штормов, служить естественным дренажом для осушения болот.
«Астраханский через Солончаки Большой канал», как он называется в документах XVIII века, соединивший Волгу и протоки реки Кутум, начали строить в апреле 1744 года, при астраханском губернаторе Василии Никитиче Татищеве, который был одним из «птенцов гнезда Петрова». Благодаря начатому строительству и осушению болот удалось заселить юное предместье города.
В 1750-е годы сооружение Астраханского канала курировал «арап Петра Великого» и прадед А. С. Пушкина генерал-инженер Абрам Петрович Ганнибал. Находясь во главе Инженерного ведомства с 1756 года и командуя корпусом инженеров, он заботился о технической стороне работ, об обеспечении строительства деньгами и рабочей силой. Его стараниями канал был почти закончен: прокопан почти на всю длину, сооружены две дамбы и шесть мостов. Не были лишь сделаны выводы канала в Волгу и в Кутум.
Так случилось, что для окончания строительства канала потребовалось ещё полвека. Оно было завершено в 1817 году, после восьмилетней реконструкции на средства богатого астраханского купца, грека Ивана Андреевича Варваци (Варвакиса), пожертвовавшего для этой цели 600 тыс. рублей.
Газета «Астраханские губернские ведомости» в 1838 году писала: «Цель Великого Петра вполне исполнена. Низменные болотистые части города осушены этим каналом, который сверх того доставляет жителям воду и облегчает доставку жизненных припасов в самую середину города. Канал имеет в длину более двух вёрст с половиною и до 20 сажен в ширину. С обеих сторон устроена деревянная набережная, обсаженная вётлами. В воспоминание благодетельного поступка Варвация канал был переименован из Астраханского в Варвациевский». К началу XX века набережная канала превратилась в престижный район города, место модных гуляний.
После 1917 года канал был переименован в честь пролетарского праздника 1 Мая. Он неоднократно ремонтировался и сегодня имеет современные бетонные набережные, через него перекинуто шесть автомобильных и пешеходных мостов. Последний ремонт набережных производился в 2008–2009 годах. В 2009 году каналу, памятнику инженерной мысли федерального значения, возвращено имя И. А. Варваци.
Марков А. С. Пётр Первый и Астрахань. Астрахань, 1994. С. 82.
Марков А. С. Варвакис. Астрахань, 2000. С. 203–227.
Гусарова Е. В. Как Абрам Петрович Ганнибал Астраханский Большой канал строил // Петровское время в лицах — 2005: Материалы научной конференции. СПб., 2005. С. 89–112.