Свод петровских памятников России и Европы

Церковь Казанской иконы Божией Матери (Строгановская) (Устюжна, Вологодская обл.)

Местоположение: г. Устюжна, ул. Карла Маркса

Тип памятника: Памятник церковной архитектуры

Устюжна на реке Мологе впервые упоминается в 1252 году как Устюг Железный, что связано с расположением населённого пункта в местности, богатой болотной железной рудой. Добыча и обработка железа издавна были основным занятием местного населения. Через Устюжну по Мологе шли важные торговые пути из Новгорода в Поволжье. В XV веке Устюжна стала крупным центром (вторым по значению после Тулы) производства оружия. В начале XVIII века по указу Петра I там были построены два оружейных завода, получивших государственный заказ на обеспечение оружием армии. С открытием уральской железной руды болотная руда Устюжны потеряла своё значение.

Деревянная церковь, посвящённая Рождеству Христову, известна с 1547 года. По преданию, в начале XVII века местному юродивому Афанасию на этом месте была явлена Казанская икона Богородицы. В честь этого события жителем посада Михаилом Олончанином по обету была построена деревянная Казанская церковь, которая, однако, вскре сгорела. На её месте в 1675 году построили две деревянные церкви – Преполовения Пятидесятницы с Казанским приделом (холодную) и блгв. царевича Димитрия с приделом вмч. Екатерины (тёплую).

Кирпичная пятиглавая Казанская церковь построена в 1694 году на средства Григория Дмитриевича Строганова по обету, данному им во время тяжёлой болезни. Деревянные храмы были проданы устюжским приходам и перевезены на их территории.

«Именитый человек», крупнейший землевладелец и предприниматель петровского времени Г. Д. Строганов был лично знаком с Петром I, поддерживал и финансировал многие его начинания. За рекой Мологой у Г. Д. Строганова в начале XVIII века имелись два двора.

Церковь в «строгановском стиле» по форме представляет собой пятиглавый четверик с одноглавым северным приделом вмч. Екатерины и трапезной. Основной объём квадратного в плане храма возвышается над низкими одноэтажными приделами. Все фасады, декорированные полуколонками с резными капителями, имеют завершение в виде разорванного лучкового фронтона, в который включён киот со щипцовым покрытием. Карниз с филёнками и крупными зубцами кирпичной кладки опоясывает четверик по периметру. Массивные гранёные главы поставлены на двухъярусные восьмигранные барабаны, из которых центральный является световым. Белокаменные наличники окон выполнены в виде приставных колонок с коринфскими капителями и массивного сандрика с фигурным аттиком и плоскими волютами. Некоторые окна обрамляют витые колонки, украшенные рельефной резьбой с мотивом виноградной лозы. Окна второго света выделены профилированной рамкой и двускатным сандриком на кронштейнах. Над входом в резной белокаменной раме помещено изображение иконы Казанской Богоматери. Столь же богато декорирован белокаменной резьбой западный вход, обрамлённый резными колонками с мотивом виноградной лозы и увенчанный барочным разорванным фронтоном.

Интерьер церкви в середине XVIII столетия был украшен фресками. Представляют интерес росписи у западного входа в храм. Там изображён юноша в светской одежде, сложивший руки в молитвенном жесте. Другая изображает пожилого мужчину в одеждах богатого гостя и в позе ктитора. Возможно, здесь проиллюстрирована легенда о построении Казанской церкви Г. Д. Строгановым по обету.

В ансамбль Казанской церкви входят возведённая в 1764–1767 годах мастером Петром Белавиным высокая шатровая колокольня.

Придел сщмч. Антипия и закрытая паперть вдоль западного фасада пристроены в 1850-х годах, тогда же была сооружена каменная ограда.

Обнаруживается сходство в плане и в декоративном решении фасадов между Казанской церковью и другими постройками Строгановых: Введенским собором в Сольвычегодске, Рождественской церковью в Нижнем Новгороде, и Смоленской церковью в Гордеевке.

В 1899 году фрески Казанской церкви реставрировались художниками В. П. Китаевым, А. И. Кобыличным и С. Ф. Чуприненко.

В 1937 году церковь была закрыта и использовалась под склад. Была возобновлена в 1943 году и более не закрывалась. В 1970-х годах здание было капитально отремонтировано, колокольня выпрямлена трудами протоиерея В. Ф. Рассказовского.

В церкви сохранился пятиярусный иконостас конца XVII века с иконами, выполненными московскими иконописцами из мастерских Оружейной палаты. Рядом с церковью находится городское Казанское кладбище.

Литература

Устрялов Н. Г. Именитые люди Строгановы. СПб., 1842.

Токмаков И. Ф. Историко-статистическое и археологическое описание города Устюжны с уездом Новгородской губернии. М., 1897.

Брайцева О. И. Строгановские постройки рубежа XVII–XVIII веков. Москва, 1977.

Рыбаков А. А. Устюжна. Череповец. Вытегра. Л., 1981. С. 42–49.

Хрусталев М. Ю. Храмы Устюжны Железопольской // Устюжна: Историко-литературный альманах. Вып. 2. Вологда, 1993. С. 16–41.

Бокарёв А. Церковь Иконы Божией Матери Казанская в Устюжне [учётная карточка] // Храмы России [интернет-ресурс]. URL: http://temples.ru/card.php?ID=11250 (дата обращения 24.11.2020).