Регион:
Авторы:
Местоположение: Москва, Архангельский пер., 15А (м. «Чистые пруды», «Тургеневская», «Сретенский бульвар»)
Тип памятника: Памятник церковной архитектуры
Церковь Гавриила Архангела – программный памятник петровской архитектуры, одна из ярчайших достопримечательностей Москвы. Находится в Белом городе. Первое упоминание о церкви Гавриила Архангела в Мясниках (в Мясницкой слободе) относится к 1551 году. В 1620 году упомянута как церковь Гавриила Великого, что на Поганом пруде, является центром Патриаршей Гаврииловской слободы. В 1657 году значится каменной.
В 1699 –1705 годах Александр Данилович Меншиков скупил участки земли в приходе церкви, к северу от неё, на Мясницкой улице, и построил городскую усадьбу (владение современного Почтамта; место дома занимает главное здание Почтамта – Мясницкая улица, 26). Церковь и усадьбу разделял несуществующий ныне переулок – продолжение Кривоколенного. По преданию, тогда же Меншиков очистил Поганый пруд (в него сбрасывались отходы располагавшихся неподалёку мясных лавок и боен), и тот стал называться Чистым. По современной версии, Чистым назывался другой, исчезнувший пруд в черте Белого города.
Александр Данилович Меншиков (1673 –1729) происходил, по официальной версии, из обедневшей литовской шляхты. По легенде, служил в Москве у пирожника, замечен фаворитом Петра I Францем Лефортом и взят в услужение. С 14 лет – денщик Петра I. Безотлучно находится при царе, сопровождая его в поездках, Азовских походах, Великом посольстве. После смерти Лефорта занял место царского фаворита. Граф (1702) и князь Римской империи (1705), светлейший князь (1707), первый губернатор Санкт-Петербурга (1703), генерал-фельдмаршал (1709), адмирал (1727), генералиссимус (1727), сенатор (1717), президент Военной коллегии (1718), А. Д. Меншиков после кончины Петра I и Екатерины I по указу Петра II в 1727 году был сослан в свою усадьбу в Раненбург (ныне Чаплыгин Липецкой области), а затем в далёкий сибирский Берёзов, где вскоре скончался.
В 1701 году по желанию Меншикова Гаврииловский храм перестраивался, появился Введенский придел, но уже в 1704 году старый храм разобрали и начали строить новый по заказу и на средства Меншикова.
Церковь Гавриила Архангела принадлежит к типу столпообразных храмов «иже под колоколы», распространённому в древнерусском зодчестве и в постройках «нарышкинского барокко». Храм состоит из вытянутого «кораблём» основания, четверика с крестообразным переходом к нему и двух (первоначально – трёх) восьмериков, поставленных один на другой. Несохранившийся третий восьмерик был увенчан не традиционной главой, а тонким 30-метровым деревянным шпилем с фигурой ангела и крестом на высоте более 81 метра. То есть превыше колокольни Ивана Великого (церкви-колокольни во имя Иоанна Лествичника) в Московском Кремле. «Шпилястую» церковь Архангела Гавриила считают прообразом Петропавловского собора в Санкт-Петербурге.
Декор храма европейский, с элементами ордерной системы. Меншикова башня открывает и манифестирует следующий после «нарышкинского стиля» период в русском искусстве – «петровское барокко» первой четверти XVIII века.
Храм построен из кирпича с применением каменной резьбы и лепнины. Работы велись под руководством И. П. Зарудного костромскими и ярославскими каменщиками. Возможно, под начало Зарудного была определена швейцаро-итальянская артель архитекторов и мастеров, прибывшая в Россию в 1703 или 1704 году на строительство кремлёвского Арсенала. «Архитектонским начальником» в ней был Доменико Джованни Трезини, почти сразу уехавший в Санкт-Петербург, – будущий автор Петропавловского собора. В артель входили архитекторы и мастера разных специальностей: Джованни Мария Фонтана и Джованни Мария Фонтана – Второй, Бернардо Скала, Галеаццо Квадро, Доменико Руско и Карло Феррара.
Согласно другому предположению, в строительстве церкви участвовал архитектор Джованни Франческо Росси, работавший в Москве и её окрестностях с 1697 года. В артель Росси входили его сыновья Джованни Джоаккино и Иньяццо Лодовико.
В 1707 году церковь была подведена под высоту креста. В следующем году на Меншиковой башне, как стали называть церковь, установили часы с боем, специально купленные светлейшим князем в Англии, и подвесили 50 колоколов. В храме была устроена ложа заказчика (позже преобразована в Сергиевский придел).
В 1723 году шпиль церкви и деревянный верхний восьмерик сгорели от удара молнии. Колокола, оборвавшись, пробили своды. Погибли часы и часть наружной и внутренней отделки, в том числе статуи на углах верхнего восьмерика. Службы продолжились во Введенском приделе, сохранявшемся от старого храма.
К восстановлению и обновлению церкви приступили только в 1773 году. Заказчиком выступил известный масон Гавриил Захарович Измайлов. К 1779 году соорудили новый винтообразный шпиль, напоминающий горящую свечу. В декоре церкви появились масонские символы (уничтожены в 1852 году по приказу митрополита Филарета). На постаментах статуй над кровлей нижнего восьмерика установлены вазы. Третий восьмерик не восстановлен, арки звона второго восьмерика заложены. При этом на участке возведена тёплая церковь вмч. Феодора Стратилата, увенчанная звонницей. В год закладки Феодоровской церкви (1782) разобран Введенский придел. Открывшийся после его разборки южный фасад Меншиковой башни оформлен по аналогии с северным.
Несмотря на перестройки, Меншикова башня хорошо сохранила черты 1700-х годов. Особенно впечатляет западный фасад первого яруса с порталом между огромными волютами, картуши с рельефными композициями на священные темы – ранний случай применения сюжетной скульптуры в России. В крестообразном ярусе сохранились остатки балюстрад. На фасадах повторяется мотив раскрытого Евангелия с вырезанными по камню изречениями. Интерьер также неплохо сохранился. Помещение двухэтажной трапезной окружают хоры-галерея с кариатидами, с проходом в ложу заказчика. По периметру четверика выше иконостаса расположена узкая галерея, заводящая за первоначальный иконостас, где помещается дверь, служащая выходом к ярусам звона. Меншиковская лоджия (позднее – Сергиевский придел) увеличена балконом-фонарём (фонарь устроен позже). Первоначальные барочные картуши заполнены живописью 1770-х и более поздних годов. Внутреннее пространство храма имеет высоту 26 м.
В 1821 году церковь передали почтовому ведомству, в середине XIX века она снова стала приходской.
В 1930 году церковь закрыли, в 1947 открыли вновь и передали подворью Антиохийского патриархата. Тогда же проводились реставрационные работы. В 1960 году признана памятником федерального значения. В 1960-е годы в церкви установили иконостас из взорванной в 1964 году Петропавловской церкви в Преображенской слободе. Иконостас самой Меншиковой башни в 1969 году передали в Успенский собор в Махачкале.
Памятники архитектуры Москвы: Белый город. М., 1989. С. 245-251
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 2: Москва в границах Садового кольца: Китай-город, Белый город, Земляной город, Замоскворечье. М., 1994. С. 87–90.
Памятники архитектуры Москвы. Белый город. М., 1989. С. 245-251.
Сытин П. В. Из истории московских улиц. М., 2009.
Старинная Москва: реконструкции К. К. Лопяло / cост. Е. К. Лопяло. М., 1989.
Павленко Н. И. Меншиков: Полудержавный властелин. 2-е изд. М., 2005.
Беспятых Ю. Н. А. Д. Меншиков: Мифы и реальность. СПб., 2005.