Согласно «Гистории Свейской войны», в июле 1710 года в устье речки Чёрной при впадении её в Неву Пётр I «усмотрил изрядное место, которое называлось Викторы, где указал строить монастырь во имя Троицы и Святаго Александра Невского. И на том месте в присудствии его, государя, и при нём обретющимся министров и генералитету, архимандрит, назначенной в тот монастырь, Феодосий, водрузил крест». И была там поставлена часовня. С этого момента начинается история Александро-Невского монастыря.
По легенде, введённой в литературу историком и краеведом М. И. Пыляевым, монастырь построен на месте, где Александр Невский разбил шведов в 1240 году, и поэтому называвшемся «Викторы». В действительности Невское сражение происходило выше по Неве, при впадении в неё реки Ижоры, а Викторы, точнее, Викторис, – шведское название старой русской деревни Вихровой. Е. В. Анисимов предполагает, что «победное» название деревни и навело Петра I на мысль, что именно здесь князь Александр Ярославич одержал победу. Символика происхождения обители определила её особый статус – строительство монастыря признавалось важной государственной и церковной акцией. Создавался новый столичный духовный центр. Царь видел в нём благотворительное, лечебное и учебное заведение, а также центр подготовки нового поколения церковных деятелей. Монахам предписывалось обслуживать богадельни, больницы, школы. Благодаря усилиям бессменного в петровскую эпоху настоятеля монастыря архиепископа Новгородского и Великолуцкого Феодосия, в обитель постепенно была стянута вся церковная власть на Северо-Западе России. К тому же Невский монастырь рассматривался Петром как придворный.
Первая деревянная Благовещенская церковь на левом берегу речки Чёрной (позднее – Монастырки) была освящена в праздник Благовещения 25 марта 1713 года в присутствии Петра I. С даты освящения этого храма начинается история обители.
Летом 1717 года на правом берегу по плану, разработанному Д. Трезини и утверждённому Петром I в 1715 году, было начато строительство каменных монастырских корпусов. «Абрис, как быть всему каменному строению», на котором рукой Петра начертано: «Во Имя Господне, делать по сему», не сохранился. О первоначальном замысле Трезини можно судить по гравюре А. Ф. Зубова (1716), изображающей линию из двух симметричных корпусов, «уступами» расходящихся от соборного Троицкого храма с высокой колокольней, увенчанной шпилем. Фасады строений были обращены к Неве.
Архитектор Л. Т. Швертфегер, продолживший строительство монастыря, изменил проект соборного храма, развернув вход в него в противоположном направлении, со стороны монастырского двора. Проект Швертфегера известен по гравюре П. Пикарта (1723). В царствование Петра I ни один из корпусов монастырского каре не был завершён.
Пётр I любил приезжать в основанный им монастырь, обычно следуя водным путём, и часто оставался на ночь. Царь бывал в обители на Благовещение (в 1713, 1718, 1723 годах), в дни памяти блгв. кн. Александра Невского (в 1718, 1719, 1724 годах), праздновал там свой день рождения (30 мая 1723 года). Последний раз император посетил монастырь 31 августа 1724 года. К приездам Петра устраивалась иллюминация, монарха встречали пальбой из монастырских пушек. Кровать, на которой Пётр отдыхал, сохранялась как реликвия в монастырском Древлехранилище (музей, работавший в 1910–1922 годах; воссоздан в 2013 году к 300-летию монастыря).
Пётр провожал в последний путь и присутствовал на погребении в Невском монастыре близких и дорогих ему людей. Так, 23 апреля 1714 года царь хоронил «сватушку» Прокофия Ушакова, шута светлейшего князя А. Д. Меншикова; 17 ноября 1717 года – свою родную сестру царевну Наталию Алексеевну; 22 декабря 1718 года – «архиятра» Р. Арескина. 17 января 1719 года в присутствии царя состоялись похороны сенатора Т. Н. Стрешнева; 10 апреля того же года – генерал-фельдмаршала графа Б. П. Шереметева. 26 апреля 1719 года царь провожал в монастырь гроб с телом царевича Петра Петровича, своего первенца в браке с Екатериной Алексеевной; 15 декабря того же года хоронил дочь генерала А. А. Вейде; 23 июня 1720 года был на погребении придворного священника Иоанна Поборского («попа Битки»); 25 июня – сенатора князя Я. Ф. Долгорукова; 30 июня 1720 года – генерала А. А. Вейде. По свидетельству «придворного токаря» А. К. Нартова, Пётр намеревался заказать в Италии надгробные монументы своим сподвижникам и установить их в Невском монастыре, который должен был стать «русским Вестминстером», где рядом с усыпальницей членов царской фамилии соседствовали бы погребения выдающихся государственных и военных деятелей.
В 1723 году в монастыре проходили торжества, связанные с перевозом из Москвы в Санкт-Петербург «дедушки русского флота» – ботика Петра I «Святой Николай». 27 мая император пошёл из Санкт-Петербурга по Неве к Шлиссельбургу, навстречу ботику, который переправляли из Москвы водным путём. 29 мая прибыл «к Невскому монастырю с оным ботиком, и была пушечная стрельба; и в то число изволили слушать в Невском монастыре всенощную». На следующий день, 30 мая (день рождения Петра), император в сопровождении буерного и гребного флота вместе с ботиком отбыл из монастыря в Санкт-Петербург, где в Троицкой церкви была отслужена обедня.
Важнейшим событием истории монастыря в петровскую эпоху стало перенесение туда мощей князя Александра Невского из Рождественского монастыря во Владимире. Церемония началась 11 августа 1723 года. 18 августа процессию встречали в Москве, 9 сентября – в Великом Новгороде, откуда водным путём двинулись к Новой Ладоге и 19 сентября посуху доставили ковчег с мощами в Шлиссельбург. Там реликвия оставалась до августа следующего года. Празднества были приурочены к третьей годовщине подписания Ништадтского мирного договора, завершившего Северную войну. 30 августа 1724 года в 5 часов утра тремя выстрелами с Петропавловской крепости столица была оповещена о предстоящем торжестве. По этому сигналу Невский флот пошёл по направлению, откуда должна была двигаться галера с мощами. Император встретил судно у Кирпичных заводов и, по сохранившимся рассказам, сам стал у руля галеры, а бывшие с ним сановники стали у вёсел. При пушечных салютах и колокольном звоне останки благоверного князя Александра Ярославича были встречены на берегу Невы, у монастыря, духовенством, войсками и народом и перенесены государем и сановниками в монастырь. Там они были поставлены в «новой церкви», которую «святили в тот же день». С тех пор и по сей день 12 сентября (по новому стилю) Церковь ежегодно празднует перенесение мощей Александра Невского.
В 1720 году Феодосий, оставаясь настоятелем Александро-Невского монастыря, получил великоновгородскую кафедру с возведением в сан архиепископа. Резиденция новгородского архиепископа находилась в Александро-Невском монастыре, поскольку Санкт-Петербург в то время относился к новгородской епархии. При монастыре по велению Петра Феодосий учредил Славянскую школу – прототип будущей петербургской Духовной академии.
Основная часть строительных работ в монастыре пришлась на царствования Елизаветы Петровны и Екатерины II. Троицкий собор, возведённый по первоначальному проекту, пришлось разобрать в 1753–1755 годах. Новый проект храма, а также площади перед входом в обитель, разработал архитектор И. Е. Старов.
С учреждением в 1742 году Санкт-Петербургской епархии настоятели монастыря получили титул священноархимандритов. В 1797 году указом императора Павла I монастырь получил статус лавры (третьей в Российской империи). Благодаря покровительству членов императорской семьи монастырь стал одним из богатейших в стране. В начале ХХ века число братии достигало 150 человек. В Лавре было 13 храмов (три из них стояли на кладбищах), киновия на противоположном берегу Невы с тремя храмами, действовали духовная академия и семинария, Исидоровское епархиальное женское училище, Александро-Невский дом призрения бедных духовного звания, имелись богатая библиотека и архив.
В 1918 году началась конфискация монастырских зданий. В 1932 году в Лавре был создан «Музей-Некрополь» (с 1939 года – Государственный музей городской скульптуры). Троицкий собор, закрытый в 1932 году, возвратили Церкви в 1955-м, в 1957 году там возобновились богослужения. В 1989 году в Троицкий собор были возвращены мощи Александра Невского, хранившиеся в фондах Государственного музея истории религии и атеизма.
В 1996 году началось возобновление монастыря. Окончательная передача епархии всех монастырских строений произошла в 2001 году.
9 мая 2002 года на площади перед Лаврой открыт памятник Александру Невскому (скульптор В. Г. Козенюк, архитекторы В. В. Попов, Г. С. Пейчев). На барельефе, расположенном с правой стороны постамента, изображена церемония переноса Петром I мощей святого князя в Санкт-Петербург.
В настоящее время Александро-Невская лавра является резиденцией митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского. В ходе празднования в 2013 году 300-летия Лавры 12 сентября на стене Просфорного корпуса напротив Благовещенской церкви был открыт памятный знак. Композиция изготовленного из бронзы рельефного панно работы Э. П. Соловьевой символически объединяет личность Александра Невского, историю строительства первого монастыря на берегах Невы и церемонию перенесения по указу Петра I мощей Александра Невского из Владимира в Александро-Невский монастырь. 22 января 2017 года в музейно-библиотечном корпусе открылась постоянная экспозиция Музея-древлехранилища. В январе 2023 года в Троицком соборе Александро-Невской лавры началась комплексная реставрация.
Литература
Пыляев М. И. Старый Петербург: Рассказы из былой жизни столицы. СПб.: Издание А. Суворина, 1887.
Древлехранилище Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. 1712—1910. Краткая опись. СПб.: Типо-литография Н. С. Егорова, 1910.
Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра, 1713–1913: Историческое исследование. СПб.: Синодальная типография, 1913.
Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга: Энциклопедия христианских храмов. СПб.: Лики России, 2003. С. 22–29.
Памятники архитектуры Ленинграда. Л.: Стройиздат, 1976. С. 40-49.
Пирютко Ю. М. Кладбища Александро-Невской лавры // Исторические кладбища Петербурга. М.; СПб.: Центрполиграф, 2009. С. 160–163.
Шкаровский М. В. Александро-Невский монастырь – центр духовной жизни Санкт-Петербурга в петровскую эпоху // Культурные инициативы Петра Великого. СПб.: Европейский дом, 2011. С. 224–234.