Свод петровских памятников России и Европы

Староладожский канал (Ленинградская обл.)

Местоположение: Ленинградская область, Волховский и Кировский р-ны

Тип памятника: Памятник инженерного искусства

Идея создания системы искусственных водных путей в России принадлежит Петру I. Староладожский (Петровский, Императора Петра Великого, Старый) канал – крупнейшее гидротехническое сооружение Европы начала XVIII века. Протяжённость канала от Шлиссельбурга в истоке Невы до Новой Ладоги в устье Волхова составляла 111 км, ширина 20–25 м.

Его строительство было обусловлено необходимостью доставлять продовольствие и строительные материалы для новой столицы в обход непредсказуемой Ладоги (почти каждая третья баржа оказывалась жертвой водной стихии).

19 сентября 1718 года Пётр издал первый указ о начале строительства канала и сборе работников. Первоначальные наброски водной коммуникации были сделаны сами царём.

7 ноября того же года последовал указ Сената о назначении работников «к Ладожскому каналу», 3 декабря – указ о вызове подрядчиков для торгов на строительство канала, 5 декабря – указ «о посылке гвардейцев в губернии для понуждения чиновников в сборе денег на Ладожский канал». Указ Сената от 12 августа 1719 года объявлял «о сыске бежавших с Ладожского канала работников». 9 августа 1719 года санкт-петербургская газета «Ведомости» сообщала, что «Ладожский канал выкопан на 35 вёрст». 12 октября Пётр «пошел из Шлиссельбурга сухим путем возле озера к Ладожскому каналу». Этим же днём датирован сенатский указ «о снабжении работных людей на Ладожском канале табаком, вином и съестными припасами», а 29-м октября – «о невзятии пошлин с поставщиков припасов на Ладожский канал».

11 мая 1722 года Пётр подписал указ, которым поручал генерал-майору Григорию Григорьевичу Скорнякову-Писареву надзор за строительством канала. 12 октября 1723 года Пётр I лично прибыл на строительство и осмотрел произведённые работы. 13 октября царь рано утром «пошёл по каналу в лодках и дошёл до Кобоны, а от Кобоны сухи путём по каналу, так как лодка пройти не могла».

Пётр остался недоволен медленными темпами строительства, техническими нарушениями и просчётами. В результате руководителем работ вместо Скорнякова-Писарева был назначен генерал-лейтенант Х. А.Миних. Он предложил усовершенствовать проект канала с учётом периодические колебания воды в Ладожском озере. Чтобы поддерживать уровень воды в канале выше ладожского на 2 м, были сооружены шлюзы, регулирующие водоспуски, плотины, резервуарные водоёмы и другие инженерные сооружения. Канал предполагалось запирать шлюзами у его выходов в Волхов и Неву.

11 октября 1724 года Пётр I был в Шлиссельбурге на празднестве «Шлютельбурхского взятья», на следующий день праздновался День рождения великого князя Петра Алексеевича, внука Петра I и будущего императора Петра II. 13 октября из Шлиссельбурга пошел в Ладогу для осмотра канала и оттуда в Старую Руссу. Из Дубны, где Пётр делал остановку, он написал инструкцию Миниху «о деле канала» с чертежом.

Канал питался водой из рек и специально устроенных с его южной стороны прудов-резервуаров. Регулирующие водоспуски были двух типов: речные, «зюйдские» (с южной стороны канала) и озёрные, «нордские» (с северной стороны). «Нордские» водоспуски служили для сохранения воды летом и спуска в Ладожское озеро излишней воды осенью. «Зюйдские» водоспуски строили на реках, впадающих в канал, и протоках, прорытых из прудов-резервуаров, которые питали Ладожский канал в засушливую пору. На протяжении трассы канала построили 13 водоспусков, которые отличались друг от друга конструктивными и архитектурными особенностями. Укреплённые плотнической работой берега канала местами были облицованы дёрном и плиткой

После смерти Петра I темпы работ на канале замедлились. Лишь к ноябрю 1730 года рытьё и отделка канала были завершены в конечной точке – Шлиссельбурге. Канал начал действовать и постепенно окупать вложенные в его постройку средства. Весной 1731 года императрица Анна Иоанновна торжественно открыла весь канал, названный именем Петра Великого. Он вошёл в состав Вышневолоцкого водного пути, а через 80 лет в – Мариинскую водную систему (современный Волго-Балтийский водный путь).

В 1782 году канал перешёл в ведение Казённой палаты, а в 1810 – в распоряжение ведомства путей сообщения. В XVIII–XIX веках по каналу ходили трешкоты – специальные плоскодонные лодки, достигавшие в длину 12 м и предназначавшиеся для перевозки пассажиров и грузов. Многие гидротехнические сооружения, облицованные гранитными блоками, приобрели архитектурное изящество.

В 1861–1866 годах из-за обмеления старого канала ближе к берегу Ладожского озера был прорыт новый безшлюзовый канал, получивший имя Александра II. Прежний канал стал называться Староладожским.

Транспортное значение каналов резко упало в 1904 году с вводом в строй железной дороги, которая связала Петербург с Череповцом и Вологдой.

С 1924 года Староладожский канал для судоходства не используется. В 1962 году канал со всеми сооружениями был снят с баланса Невско-Ладожского технического участка как «потерявший народнохозяйственное значение». В настоящее время канал пересыпан перемычками в Шлиссельбурге и деревне Чёрное. Эта часть канала обмелела, заилилась, заросла ряской, донной растительностью и, по существу, является запущенным прудом. Участок канала от деревни Чёрное до Волхова в лучшем состоянии. Водоспуски сохранились в Белых Озерках, Кобоне, Лаврове, Нижней Шальдихе, Назии и в восточной части Шлиссельбурга. Водоспуски в Нижней Шальдихе и Белых Озерках подверглись сильным разрушениям и утратили многие архитектурные элементы. В Шлиссельбурге до наших дней сохранились гранитные мосты и шлюзы, построенные в первой половине XIX века.

C 1960 года комплекс сооружений Староладожского канала охраняется государством как памятник архитектуры XVIII–XIX века местного значения. В 1988 году велись работы по переустройству Петровского моста в Петрокрепости—Шлиссельбурге. В настоящее время вопрос о судьбе всей водной трассы остается открытым.

Литература

Галем Г. А. Жизнь графа Миниха, императорского российского генерал-фельдмаршала: В 2 ч. М., 1806.

Казнаков В. Г. Исторический очерк Ладожских каналов, старого и нового. СПб., 1866.

Письма Петра Великого к Скорнякову-Писареву // Русская Старина. 1872. T. XV. С. 444–449.

Андреева Л. А., Коляда М. И., Кондратьева Е. В. По Ленинградской области: Посвирье, Бокситогорский и Волховский районы. Л., 1978.

Гоголицын Ю. М., Гоголицына Т. М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987. С. 272–279.

Берташ А. В., Векслер А. Ф. Новая Ладога. СПб., 2004. С. 35–47, 135.