Свод петровских памятников России и Европы

Спасо-Андроников монастырь (Москва)

Андроников монастырь

Местоположение: Москва, Андроньевская пл., 10 (м. «Площадь Ильича», «Римская»)

Тип памятника: Архитектурный ансамбль, Памятник церковной архитектуры

Андроников мужской монастырь находится на левом берегу Яузы, в границах Камер-Коллежского вала. Основан в середине XIV века митрополитом Киевским Алексием во исполнение обета, данного в морскую бурю по пути из Константинополя. Ручей Золотой Рожок, при впадении которого в Яузу стоит монастырь, назван, по преданию, в память константинопольской бухты Золотой Рог. В монастырском соборе помещался список Нерукотворного Образа Спасителя, привезённый Алексием из Царьграда. Перед этим образом Алексий молился на корабле во время шторма и ступил на берег в праздник Спаса Нерукотворного.

Обитель названа по имени первого игумена Андроника, ученика Сергия Радонежского. Монастырь был «сторожевым», неоднократно подвергался разграблению, но каждый раз восстанавливался. В 1380 году монастырь принимал возвращавшееся с Куликовской битвы войско князя Дмитрия Донского. По преданию, на его территории похоронили умерших от ран воинов. Монахом Андроникова монастыря был Андрей Рублёв.

Существующий Спасский собор – одноглавый, четырёхстолпный, трёхапсидный – построен при Рублёве, между 1410 и 1427 годами. Это древнейший сохранившийся храм Москвы вне Кремля. В оконных откосах уцелели фрагменты фресок, выполненных в 1425 –1427 годах Андреем Рублёвым и Даниилом. Оба иконописца похоронены в Спасо-Андрониковом монастыре (место погребения определяется предположительно).

В 1504 году архимандрит Митрофаний, духовник Ивана III, возвёл в обители кирпичную трапезную. Концом XVI века датируется сооружение Святых ворот (впоследствии перестроены).

В 1653 году в монастыре содержался под стражей протопоп Аввакум, о чём он рассказал в «Житии…».

В 1670 –1690-е годы построен Настоятельский корпус.

В 1691 (по другим сведениям, в 1689) году на средства первой жены Петра I царицы Евдокии Фёдоровны в обители начали строить кирпичную трапезную церковь Михаила Архангела. До ссылки царицы возведены подклет с церковью Иконы Божией Матери «Знамение» – усыпальница Лопухиных – и четверик в формах «московского барокко». Церковь примыкает к восточной стене старой трапезной, к северной стене пристроен придел апп. Петра и Павла (с 1819 года – Усекновения главы Иоанна Предтечи).

Лопухина была выбрана в невесты Петру I его матерью, царицей Натальей Кирилловной. В 1689 году состоялась свадьба, в 1690 году родился царевич Алексей Петрович. Вскоре, однако, Пётр охладел к жене и увлёкся Анной Монс. По его возвращении из Великого посольства в 1698 году после долгих уговоров Евдокия приняла монашеский постриг с именем Елена. Содержалась сначала в Суздальском Покровском, а с 1718 года – в Ладожском Успенском монастыре. С воцарением Екатерины I инокиню Елену заключили в Шлиссельбургскую крепость в одиночную камеру со строгим и скудным содержанием, без права встреч и переписки. Узницу освободил Пётр II, её внук, сын царевича Алексея Петровича. Инокиня Елена поселилась в московском Новодевичьем монастыре, в конце жизни перешла в кремлёвский Вознесенский монастырь (разрушен в 1929 году). Скончалась 27 августа 1731 года. Императрица Анна Иоанновна относилась к ней с уважением и присутствовала на погребении бывшей царицы в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря.

После освобождения инокини Елены и возвращения имущества Лопухиным строительство храма Михаила Архангела возобновилось. К 1739 году завершён барочный восьмерик, увенчанный двумя ярусами барабанов с высокой главкой. В нём устроена верхняя церковь, освящённая во имя свт. Алексия Митрополита – основателя монастыря и небесного покровителя казнённого царевича Алексея.

Пётр I не любил и опасался Лопухиных, что отразилось на судьбе многих из них. В усыпальнице погребены:

·         Фёдор (Иларион) Авраамович (†1713), боярин, отец царицы Евдокии Фёдоровны. При царе Алексее Михайловиче он начинал службу стряпчим, позднее стал стрелецким полковником, воеводой в Верхотурье. После свадьбы дочери и царя был пожалован в ближние бояре. В 1697 году по подозрению в заговоре против Петра I удалён из Москвы – на воеводство в Тотьму;

·         Устинья Богдановна, урождённая Ртищева (†1691), боярыня, мать царицы Евдокии Фёдоровны;

·         Пётр Авраамович (Большой, †1695 либо 1701), боярин, дядя царицы Евдокии Фёдоровны, приходивший на помощь Петру I во время стрелецких восстаний 1682 и 1689 годов. В 1695 году он, однако, навлёк на себя гнев государя, был подвергнут пытке и, согласно Запискам Желябужского, на следующий день умер; опись московских дворов и подрядные записи свидетельствуют, что он был жив в 1701 году и скончался в мае того же года;

·         Иван Петрович (†1734), сын предыдущего, личный стольник Петра I в 1692 году, позже полковник;

·         Александр Петрович (†1728), брат предыдущего, стольник царицы в 1692 году, один из первых действительных тайных советников;

·         Татиана Петровна (†1714), сестра предыдущих, супруга графа Бориса Петровича Шереметева;

·         Пётр Авраамович (Меньшой, †1698), боярин, дядя царицы Евдокии Фёдоровны. Начал службу в 1658 году стольником, затем стал стрелецким головой. В 1678–1680 годах стоял во главе Рейтарского приказа, затем приказов Каменных дел, Ямского, Большого дворца и Судного. В 1698 году по обвинению священниками Архангельского собора Кремля в злоупотреблениях был подвергнут «пыточному дознанию», после чего скончался;

·         Кузьма Авраамович, боярин, дядя царицы Евдокии Фёдоровны. Начал службу при царе Алексее Михайловиче стряпчим, пожалован в стольники царём Фёдором Алексеевичем, воевода в Суздале, стрелецкий полковник в 1682 году. В 1697 году по подозрению в заговоре против Петра I сослан на воеводство;

·         Василий Авраамович (†1698), боярин, дядя царицы Евдокии Фёдоровны. Начал службу при царе Алексее Михайловиче. С 1689 года – окольничий, глава Приказа Казанского дворца, боярин. В 1697 году по той же причине, что и его братья, сослан на воеводство в Саранск;

·         Сергей Авраамович († не позднее 1711), боярин, дядя царицы Евдокии Фёдоровны, личный стольник царя Ивана Алексеевича в 1689 и 1692 годах. Попал в немилость в 1697 году по подозрению в заговоре (как и его братья) и сослан на воеводство в Вязьму;

·         Авраам Иларионович (Фёдорович) (†1718), брат царицы Евдокии Фёдоровны, стольник царицы Натальи Кирилловны с 1676 по 1686 год. В1689 году – посланник в Константинополе. С 1692 года ближний стольник Петра I. В 1697 году послан в Италию для обучения корабельному делу. По возвращении имел тесные связи с опальной сестрой и царевичем Алексеем Петровичем. Его несколько раз пытали и 8 декабря 1718 года казнили колесованием в Петербурге. Отрубленную голову выставили на шесте у рынка. Тело оставалось непогребённым до 21 марта 1719 года;

·         Степан Васильевич (†1748), вице-адмирал, двоюродный брат царицы Евдокии Фёдоровны. В 1708 году он окончил Навигацкую школу, после чего был отправлен в Англию для продолжения образования. Проходил морскую службу на многих кораблях, участвовал в Северной войне, отличился в Эзельском сражении (1719) и был награждён орденом Александра Невского. В 1727 году назначен посланником в Швецию. Его блестящая карьера прервалась при императрице Елизавете Петровне. Обвинённый в заговоре против императрицы, Лопухин был приговорён к колесованию. Однако после урезания языка и наказания кнутом он в 1743 году был сослан со всей семьёй в Сибирь «навечно»;

·         Представители нескольких следующих поколений рода.

В 1692 –1695 годах настоятелем монастыря был Трифиллий (Инихов), переведённый из Николо-Угрешского монастыря с возведением в сан архимандрита. Трифиллий, в числе других церковных иерархов, содействовал Петру I в строении судов на Воронежской верфи «доставлением денег».

В середине XVIII столетия в Андрониковом монастыре построены Братский корпус и новая каменная ограда с башнями. В 1795 –1799 годах перед Святыми воротами воздвигнута 73-метровая колокольня с церковью прав. Симеона Богоприимца по проекту архитектора Р. Р. Казакова.

В пожаре 1812 года обрушились глава и барабан Спасского собора. В 1846 –1850 годах собор был перестроен по проекту архитектора П. А. Герасимова. Стенопись Андрея Рублёва была почти полностью счищена. С тех пор собор не расписывался.

Монастырь закрыт в 1918 году, с 1919-го на его территории располагался один из первых концентрационных лагерей ВЧК и колония беспризорников. В 1924 году в усыпальнице Лопухиных вскрыли полы и разбили мемориальные плиты. В 1928 году территория бывшего монастыря передана заводу «Серп и молот», в монастырских зданиях жили рабочие, на месте монастырского кладбища устроили футбольное поле. В 1930 –1931 годах разобрана либо взорвана колокольня. С тех пор вертикальной доминантой ансамбля остаётся церковь Михаила Архангела.

В 1960 году в Андрониковом монастыре, признанном памятником федерального значения, была развёрнута экспозиция Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва (основан в 1947 году). Спасскому собору по проекту Л. А. Давида возвращён облик, близкий к первоначальному. Форма барабана додумана по аналогам.

В 1989 году Спасский собор был вновь освящён, возобновлены богослужения. Вместо снесённой колокольни на территории упразднённого монастыря сооружена небольшая деревянная звонница. В настоящее время монастырь находится в совместном пользовании Церкви и музея.

Литература

Иванчин-Писарев Н. Спасо-Андроников монастырь. М., 1842.

Григорий (Воинов-Борзецовский), архим. Историческое описание Московского Спасо-Андроникова монастыря. М., 1865.

Есипов Г. В. Царица Евдокия Фёдоровна. М., 1866.

Максимов П. Н. Собор Спасо-Андроникова монастыря в Москве // Архитектурные памятники Москвы XV-XVII века. Новые исследования. М., 1947. С. 8-32.

Вагнер Г. К., Куклес А. С., Тихомирова Г. К. Спасо-Андроников монастырь. Музей-заповедник имени Андрея Рублёва. М., 1972.

Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. I: Кремль и монастыри. М., 1992. С. 319–328.

Ледовская И. Ю., Малинов А. А. Некрополь Спасо-Андроникова монастыря (чертежи П. Д. Барановского) // Донской монастырь: история и современность: Сборник научных трудов. Вып. 4. М., 1996. С. 26-31.

Памятники архитектуры Москвы: юго-восточная и южная части территории между Садовым кольцом и границами города XVIII века. М., 2000. С. 20–22, 39–51.

Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва [официальный сайт музея]. URL: http://www.rublev-museum.ru/ (дата обращения 27.11.2020).