Свод петровских памятников России и Европы

Собор Успения Пресвятой Богородицы в Соловецком монастыре (Архангельская обл.)

Спасо-Преображенский собор – Успенский собор

Местоположение: Архангельская обл., Приморский р-н, Соловецкие о-ва

Тип памятника: Архитектурный ансамбль, Памятник церковной архитектуры

Архитектурный ансамбль Соловецкого монастыря расположен на берегу бухты Благополучия Большого Соловецкого острова.

Основателями монастыря на самом большом острове Соловецкого архипелага (Большой Соловецкий остров) были монахи Савватий, Зосима и Герман, которые в начале XV века избрали Соловецкие острова, расположенные в Белом море, «для молитвенного уединения и пустынножительства». 1436 год принято считать временем основания обители. Первыми постройками были деревянные Преображенский собор с Никольским приделом и Успенская церковь, вокруг которых размещались одноэтажные деревянные кельи.

Савватий скончался в 1434 или 1435 году в селе Сорока (располагается в месте впадения реки Выг в Белое море) и был там похоронен. Зосима перенёс его мощи в Соловецкую обитель и похоронил за алтарём Успенской церкви. Сам Зосима скончался в 1478 году и был погребён за алтарём деревянного Спасо-Преображенского собора. В 1484 году из села Хевроньино (находится на правом берегу Свири) в обитель перенесли мощи Германа (†1479), которые поместили у алтаря построенной к тому времени Никольской церкви. Зосима и Савватий канонизированы в 1547 году в лике преподобных. Со времени основания монастыря Зосима и Савватий чтились как покровители мореплавателей.

В годы игуменства Филиппа (Колычева; 1548–1566), будущего митрополита Московского, в обители развернулось каменное строительство.

Успенский собор – самое раннее каменное сооружение монастырского комплекса – построен в 1552–1557 годах. Состоит из двухэтажной кубической формы Успенской церкви с Предтеченским и Димитриевским приделами, большой трапезной и келарской палаты. Здания поставлены на высоком подклете, который использовался под хозяйственные нужды. Из общего объёма сооружения Успенскую церковь выделяют главы, расположенные в одну линию. Келарская палата примыкает к Успенской церкви с северо-восточной стороны и представляет собой небольшое прямоугольное помещение со сводчатыми потолками, опирающимися на одну колонну в центре в виде восьмигранного столба. Трапезная сообщается с келарской и церковью двумя порталами, являющимися единственным украшением интерьера сооружения.

Каменный Преображенский собор, построенный в 1558–1566 годах, представляет собой крупный двустолпный трёхъярусный храм. В нижнем ярусе располагались хозяйственные помещения, подклеты использовались для захоронений. Главный престол находился во втором ярусе, где также располагались приделы прпп. Зосимы и Савватия (северный) и Михаила Архангела (южный). В четырёх башнях по углам храма размещались ещё четыре придела: вмч. Феодора Стратилата (юго-западный), прп. Иоанна Лествичника (северо-западный), Семидесяти Апостолов (северо-восточный) и Двенадцати Апостолов (юго-восточный). Собор увенчан пятью луковичными главами, покрытыми лемехом.

В 1566 году мощи прпп. Зосимы и Савватия были перенесены в придел каменного Преображенского собора, специально для этого устроенный.

Пётр I впервые прибыл на Соловецкий архипелаг 7 июня 1694 году. На том месте, где высадился царь, архимандрит Фирс (Шарапов) позже поставил деревянный крест. Два дня царь молился, поклонялся мощам Савватия и Зосимы, жертвовал на раку и иконостас деньги, издал Указ, предписывающий приписать к монастырю две пустыни и одарил монахов щедрою милостыней. 10 июня Пётр отправился в Архангельск.

Во второй свой приезд на Соловки в 1702 году царь со свитой 10 августа высадился на острове, где у Святых ворот его встречал Фирс с братией. На следующий день Пётр с царевичем Алексеем и боярами в 8 утра был в Зосимо-Савватиевской церкви, слушал литургию у гроба соловецких чудотворцев, читал Апостол, после этого отобедал в трапезной. После обеда осматривал ризницу, оружейную, тюрьмы и вечером вернулся на корабль. На следующий день Пётр верхом объезжал окрестности и был в приготовленной для него бане. Потом осматривал жалованные грамоты и подтвердил все привилегии, дарованные обители в 1651 году новгородским митрополитом Никоном (будущим патриархом) при утверждении в Соловецком монастыре архимандрии. 15 августа, в праздник Успения, Пётр был на службе в Успенском соборе, стоял на клиросе и пел с певчими, потом трапезничал, после чего перебрался со свитой на корабли.

В монастыре долгое время хранились модели обоих судов, на которых приплывал на архипелаг Пётр I. Обе модели были подвешены к металлической стяжке свода внутренней стороны Святых врат (под Благовещенской церковью).

С XVIII века в обители содержались заключенные. Из титулованных лиц здесь закончил свою жизнь (†1729) и был похоронен у стен Преображенского собора сподвижник Петра I, дипломат, управляющий Тайной канцелярией Пётр Андреевич Толстой и его сын Иван. Девять лет за участие в «заговоре верховников» провёл на Соловках известный дипломат петровского времени, член Верховного тайного совета князь Василий Лукич Долгоруков, обезглавленный в Новгороде 1739 году.

Церковное почитание прп. Германа было установлено в 1692 году. В 1860 году над мощами Германа построили небольшую церковь, освящённую в его честь. В 1862 году, по завершении сооружения Троицкого собора (перестроен из Зосимо-Савватиевского придела Преображенского собора), мощи прпп. Зосимы и Савватия в серебряных раках были поставлены приделе собора, освящённом в их честь, где и оставались вплоть до закрытия монастыря в 1920 году.

В 1925 году мощи основателей монастыря были вскрыты и переданы сначала в Историко-археологическое отделение музея Соловецкого общества краеведения, существовавшего при Соловецком лагере особого назначения (открыт в 1923 году), затем в Центральный антирелигиозный музей в Москве (учреждён в 1929 году на территории упразднённого Страстного монастыря, в 1937 году разрушенного), оттуда – в Государственный музей истории религии и атеизма в Ленинграде (совр. Государственный музей истории религии в Санкт-Петербурге). В 1990 году состоялась торжественное перенесение мощей Зосимы, Савватия и Германа Соловецких в Троицкий собор Александро-Невской лавры, откуда их в 1992 году перевезли на Соловки и поместили в Спасо-Преображенский собор.

В 1960 году архитектурный ансамбль Соловецкого монастыря (114 объектов), признанный памятником архитектуры федерального значения, поставлен под охрану государства. В 1967 году создан Соловецкий историко-культурный музей-заповедник, начаты работы по реставрации памятников. Реставрация Спасо-Преображенского собора завершена к 1992 году, Троицкого собора – в 2003 году. В 1995 году историко-культурный комплекс включён в Свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

В 1990 году Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь возобновлён. В 2007 году объявлено решение о выводе музея-заповедника из стен монастыря.

Литература

История первоклассного ставропигиального Соловецкого монастыря. СПб., 1899 (репринтное издание: М., 2004).

Сойкин П. П. Соловецкий монастырь // Православные русские обители. СПб., 1910. С. 5–28.

Иванов А. Соловецкие мощи // Карело-Мурманский край. 1927. № 4. С. 7–9.

Савицкая О. Д. Архитектура Соловецкого монастыря // Лихачёв Д. С., Савицкая О. Д. Архитектурно-художественные памятники Соловецких островов. М., 1980. С. 43–130.

Мильчик М. И. Как изображали Спасо-Преображенский собор Соловецкого монастыря на иконах и миниатюрах второй половины XVI – начала XVIII вв. // Соловецкое море: Историко-архитектурный альманах. № 3, 2004. С. 65–73.

Курлов В. А. Преображенский собор Соловецкого монастыря XVI века // Советская археология. 1974. № 1. С. 80–82.

Филиппова Е. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь [учётная карточка] // Храмы России [интернет-ресурс]. URL: http://www.temples.ru/card.php?ID=3797 (дата обращения 11.11.2020).

Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь [интернет-ресурс]. URL: http://solovki-monastyr.ru (дата обращения 11.11.2020).