Свод петровских памятников России и Европы

Собор Сампсона Странноприимца (С-Петербург)

Сампсониевский собор

Местоположение: Санкт-Петербург, Большой Сампсониевский пр-т., 41

Тип памятника: Памятник церковной архитектуры

Сампсониевский собор – один из немногих памятников церковной архитектуры первой половины XVIII века, сохранившихся в Санкт-Петербурге до наших дней.

Согласно «Гистории Свейской войны», 6 декабря 1709 года Пётр I заложил корабль «Полтаву» и повелел построить церковь во имя святаго Самсона в память бывшей баталии Полтавской», которая состоялась в том же году 27 июня, в день прп. Сампсония. Строительство деревянной Сампсониевской церкви началось весной 1710 года.

Рядом с церковью было устроено общегородское кладбище для православных, а рядом – «немецкое» – для католиков и протестантов. Среди погребённых были люди из близкого окружения Петра I: «князь-папа» «Всешутейшего, всепьянейшего и сумасброднейшего собора» П. И. Бутурлин, его жена А. Е. Бутурлина, вдова предыдущего «князь-папы» графа Н. М. Зотова, вышедшая замуж за Бутурлина по воле царя. В 1726 году здесь похоронили умершего в Петропавловской крепости первого русского экономиста-теоретика И. Т. Посошкова, автора «Книги о скудости и богатстве». В 1740 году рядом с храмом предали земле останки казнённых А. П. Волынского, П. М. Еропкина и А. Ф. Хрущёва – противников фаворита императрицы Анны Иоанновны Э. И. Бирона. В 1741 году, когда на престол взошла Елизавета Петровна, дети Волынского установили над могилой надгробную плиту, поновлённую в царствование Екатерины II. В 1885 году по проекту архитектора М. А. Щурупова был исполнен новый памятник, сохранившийся до наших дней.

«Немецкое» кладбище также было общегородским, там до середины XVIII века хоронили умерших в Санкт-Петербурге неправославных христиан. На кладбище были «дорожки» католическая, лютеранская, кальвинистская, англиканская. На месте старейших городских кладбищ сейчас находится Сампсониевский сад. В 1995 году в саду поставлен памятник Первостроителям Санкт-Петербурга.

В 1728 году рядом с деревянной церковью началось строительство каменного храма. Особенностью здания является смешение архитектурных форм допетровской эпохи и элементов западноевропейской архитектуры. Основной объём перекрыт сводом и увенчан куполом на высоком гранёном барабане. К нему примыкает трапезная, полукруглая апсида и трёхъярусная шатровая колокольня. Фасады декорированы профилированными карнизами и рустованными пилястрами, окна обведены наличниками. Храм с северной и южной сторон оформлен открытыми галереями. В южную стену и пилоны галереи вмонтированы надгробные плиты. Вход оформлен невысоким лестничным маршем. Общий стиль храма – «аннинское барокко», а восьмигранный шатёр колокольни с окнами-слухами восходит к произведениям традиционного русского зодчества XVII века.

Внутри церкви на стенах и столпах сохранилось одна бронзовая и пять мраморных надгробных досок, а также бронзовая мемориальная доска И. Т. Посошкову. Всего в интерьере и вокруг храма обнаружено несколько десятков надгробных плит и их фрагментов.

Строительство церкви было завершено в 1740 году. В 1737–1739 годах создан главный иконостас, на котором размещаются 56 резных золочёных скульптур и 42 резных киота для икон. В 1761 году вплотную к главному барабану, увенчанному луковичной главой, пристроены четыре малые главки. В люнете напротив главного иконостаса находится панно изображает Петра I в рыцарских латах и порфире. Подле него на столе на подушке лежат символы власти – корона, скипетр и держава, а по сторонам изображены атрибуты победы.

До начала царствования Екатерины II в Сампсониевской церкви регулярно проводились богослужения для воинских частей, квартировавших на Петербургской и Выборгской сторонах города и в историческом районе Охта. Ежегодно 27 июня, в день Полтавского сражения, в церкви проходила особая служба. После смерти Петра I традиция ежегодного празднования Полтавской виктории была забыта.

Торжественно отмечались 100- и 150-летие Полтавы. Особенно широко праздновалось 200-летие Полтавской баталии. К юбилею под руководством епархиального архитектора А. П. Аплаксина была проведена комплексная реставрация всего храмового комплекса: отреставрированы фасады и интерьеры храма, разобраны поздние пристройки. Началу работ предшествовали архивные и натурные исследования, каждая стадия реставрации подвергалась тщательной фотофиксации. Тогда же построили «Юбилейный домик», предназначенный для ризницы, архива, библиотеки и квартиры священника. На месте алтаря первого храма соорудили небольшую часовню, а со стороны Большого Сампсониевского проспекта по проекту Н. Е. Лансере – новую ограду. Часовня и ограда стилизованы в духе барокко.

На стенах колокольни установили чугунные доски с текстами петровских речей, обращённых Петром I к русским войскам под Полтавой:

«Обращение / Императора Петра Великаго / к своим войскам / Перед Полтавским сражением». / «Воины! / Пришел час, который / должен решить судьбу / Отечества. Вы не должны / помышлять, что сражаетесь / за Петра, но за государство, / Петру врученное, за род свой, / за Отечество, за православную / нашу веру и Церковь. / Не должна вас смущать слава / непобедимости неприятеля, / которой ложь вы доказали / не раз своими победами. / Имейте в сражении перед / собою правду и Бога, защитника / вашего, а о Петре ведайте, что / ему жизнь его не дорога, жила бы / только Россия, благочестие, / слава и благосостояние ея!».

«Приветствие / Императора Петра Великаго / к своим войскам / после Полтавскаго / сражения». / «Здравствуйте, / сыны отечества, чады / Мои возлюбленныя! / Пóтом трудов Моихъ / создал Я вас; без / вас государству, как / телу без души, жить / невозможно. Вы, имея / любовь к Богу, к вере / православной, к отечеству, / славе и ко Мне, не щадили / живота своего и на тысячу / смертей устремлялись / небоязненно. Храбрыя / дела ваши никогда / не будут забвенны / у потомства».

«Слово / Императора Петра Великаго / к воинам павшим на поле / Полтавской битвы». / «Никто не может более, / как сии несли тяготу / дневную и нощную за любовь / Божию, Матерь Церковь, / целость Отечества и за / Государя, положили души / свои и кровию венчалися / и подвиги страдальческие / явили. Храбрые воины! Вы / увенчалися страдальчес/ким венцом и предстоите / пред престолом Царя / Небеснаго. Поборайте же / своими молитвами правому / оружию моему, поднятому / на благо Отечества». / «Воины благочестивые, / за благочестие кровию / венчавшиеся, лета от / воплощения Бога Слова / 1709го Июня 27го дня» / (надпись на кресте братской / могилы павших воинов)».

К 200-летию Полтавской победы император Николай II даровал Сампсониевской церкви статус собора, о чём гласит текст беломраморной доски на колокольне. Часть юбилейных торжеств в 1909 году проходила рядом с собором. Согласно утвержденному императором порядку празднеств, в Сампсониевском соборе были совершены молебны и панихиды по Петру I и всем павшим в Полтавском бою воинам. В празднике приняли участие войска Петербургского гарнизона и военные корабли Балтийского флота – войсковые части проходили церемониальным маршем у памятника Петру I, который в юбилейные дни был открыт у Сампсониевского собора.

Собор закрыли в 1938 году, здание приспособили под склад. Только в 1974 году началась комплексная реставрация памятника. В 1984 году собор стал частью Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор». Музей провёл масштабную реставрацию как самого архитектурного памятника, так и его интерьеров, в том числе уникальных икон XVIII века.

В 1999 году, после завершения первого этапа реставрационных работ, в день 290-летия Полтавской победы, в Сампсониевском соборе была открыта мемориальная экспозиция.

В 2009 году, в дни празднования 300-летия собора, у его стен установлена небольшая стела с выбитым крестом и надписью «В память о захоронениях кладбища XVIII века». Памятный знак выполнен на средства Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» по проекту архитектора музея В. В. Яковлевой. На средства музея и по его инициативе к 300-летию Петербурга был воссоздан памятник Петру I и установлен на историческом месте напротив собора.

С 2010 года в соборе стали проводиться ежедневные богослужения. В 2017 году Сампсониевский собор передан в управление Русской православной церкви; при этом иконы остались закреплёнными за музеем и входят в Музейный фонд РФ.

Литература

Покровский В. А. Сампсониевский собор как исторический памятник. СПб., 1908.

Аплаксин А. П. Сампсоновский собор в С.-Петербурге, 1709–1909. Изд. Комитета по организации празднования 200-летнего юбилея основания Сампсоновского храма... [СПб.], 1909.

Кривдина О. А., Тычинин Б. Б. Скульптура и скульпторы Санкт-Петербурга. 1703–2007. СПб.: Logos, 2007.

Бартова-Грозовская Т. Г., Голованова А. В., Гребнева Л. Г. Сампсониевский собор в Санкт-Петербурге. СПб., ГМП «Исаакиевский собор», 2009.

Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга: энциклопедия христианских храмов. СПб.: Лики России: Фонд «Спас», 2010. С. 63–64.

Исторические кладбища Санкт-Петербурга. Изд. 2-е, дораб. и испр. М.; СПб.: Центрполиграф; Русская тройка–СПб, 2011. С. 730–731.

Каргапольцев С. Ю., Каргапольцев М. Ю., Седых В. Н. Архитектурно-археологические изыскания на территории Сампсониевского собора в Санкт-Петербурге // Призвание – история: сб. науч. ст. СПб.: Изд. дом СПбГУ, 2010. С. 258–271.