Регион:
Авторы:
Местоположение: Санкт-Петербург, Петропавловский собор
Тип памятника: Историческое захоронение
Император Пётр I скончался в своём Зимнем дворце 28 января 1725 года, согласно Походному журналу, «от болезни урины запору» (нарушения функций почек привело к закупорке мочевыводящих путей). На престол взошла супруга Петра императрица Екатерина I, объявившая годовой траур по случаю смерти государя. Для организации его похорон была создана «Печальная комиссия» во главе с графом Я. В. Брюсом, занимавшаяся подготовкой траурных мероприятий. Образцом для Комиссии стала разработанная самим царём в 1699 году церемония похорон его друга и сподвижника Ф. Лефорта.
Для прощания с телом государя, предварительно забальзамированным, в Зимнем дворце была оформлена «Печальная зала», стены которой обили чёрным сукном с помещёнными на них гербами русских городов (скульптор Н. Пино, художник Л. Каравак). Обтянутый серебряной парчой гроб стоял у стены, на высоком катафалке с пятью ступенями, обитыми бархатом и обложенными золотым галуном. Катафалк был покрыт богатым персидским ковром, балдахин над ним покрывала императорская мантия. На императора надели кафтан из алого сукна, камзол из серебряной парчи с кружевными галстуком и манжетами; он был при шпаге и ордене Святого Андрея Первозванного. Перед гробом стояли табуреты с регалиями и наградами. На ступенях по углам возвышались скульптуры, символизирующие плачущую Россию и Европу, а также 12 больших бронзовых канделябров. В углах зала стояли пирамиды, рядом с которыми помещались скульптуры, символизирующие добродетели государя. В убранстве залы располагались геральдические знаки: «великие» гербы Киевский, Владимирский, Новгородский, Казанский, Астраханский, Сибирский, Псковский, Смоленский, которые сопровождали «по две сидящия фигуры из мармора белаго величиною в человека, которыя в действах печальных предъявляли разные народы сея пространнейшия Империи».
Прощание с Петром I продолжалось до 10 марта, когда состоялся торжественный перенос гроба в Петропавловскую крепость. Траурная процессия от Зимнего дворца Петра I следовала по деревянному помосту, проложенному по замерзшей Неве. Путь ей освещали более тысячи факелов.
«Церемониал перенесения тела», разработанный для похорон Петра I, стал образцом для всех последующих процессий подобного рода. Началу церемонии предшествовали сигнальные пушечные выстрелы, дававшиеся со стен Петропавловской крепости. По первому сигналу все собирались в отведённых для них местах, по второму – занимали место в процессии, по третьему – процессия начиналась и продолжалась под беспрерывный звон колоколов всех городских церквей и пушечную пальбу из крепости.
Траурное шествие открывал отряд конной гвардии, за ним шли литаврщики и трубачи. Далее следовали придворные кавалеры в чёрных епанчах и широкополых шляпах; за ними шли знаменосцы, нёсшие знамёна областей и щиты с гербами. Особое место в шествии занимали рыцари с обнажёнными мечами: конный в золочёных доспехах и пеший в чёрных латах – аллегории Жизни и Смерти. За ними несли государственные гербы, далее следовало высшее чиновничество. Первые лица высочайшего двора несли императорские ордена и регалии: мечи, скипетры и державы государств, входящих в состав империи. Катафалк окружали пажи с зажжёнными факелами. Перед траурной колесницей, запряжённой восьмёркой коней, шествовало духовенство с хорами. За колесницей шла императрица, поддерживаемая двумя обер-камергерами, и другие члены императорской фамилии. За ними – придворные и дипломатический корпус. Шествие замыкали конногвардейцы.
Сведения о похоронах Петра I содержатся в «Описании порядка, держанного при погребении Петра Великого» и «Краткой повести о смерти Петра Великого» Феофана Прокоповича.
Гроб с телом Петра был помещён в недостроенном Петропавловском соборе во временную деревянную часовню, сооружённую по проекту Д. Трезини. Рядом находился гробик шестилетней дочери Петра Наталии, скончавшейся 4 марта 1725 года. Туда же 16 мая 1727 года был помещён гроб с телом императрицы Екатерины I, прощание с которой продолжалось десять дней.
Пётр и Екатерина были похоронены в общем склепе 29 мая 1731 года в 11-м часу утра. Императрица Анна Иоанновна на церемонии не присутствовала – она находилась в Москве. Гробы опускали под звуки орудийного салюта в 51 залп.
Первоначальный вид надгробий описан А. И. Богдановым: «Для всенароднаго виду, наверху, над Их Величества телами, поставлены особливы Гробницы, которые высечены из белаго алебастроваго камня, которые покрыты покровами, из золотой материи сшитые, и на тех покровах нашиты кресты из серебрянаго позументу, а в головах и в ногах Их Величества вышиты по одному Государственному Гербу, а по углам висящия оных покровов золотыя великия кисти. А сверх тех покровов полагаются другие покровы, сшитыя из алаго кармазиннаго сукна, с серебреными крестами».
При восстановлении собора после пожара 1756 года возник замысел устройства нового монументального надгробия Петра I. В 1758 году императрица Елизавета Петровна одобрила грандиозный проект, разработанный М. В. Ломоносовым. Учёный предполагал соорудить под куполом собора медную позолоченную статую Петра на мозаичном пьедестале в окружении восьми лазуритовых колонн и восьми серебряных статуй, символизирующих Мудрость, Мужество, Трудолюбие, Постоянство, Правосудие, Милосердие, Любовь и Верность. Высота монумента должна была достигать 15 м. На стенах собора предполагалось разместить двенадцать огромных мозаичных панно, посвящённых важнейшим событиям царствования Петра. К марту 1765 года Ломоносов завершил первую из мозаик – «Полтавскую победу», но его смерть помешала осуществлению проекта.
Надгробие Петра I выделяется помещённым на саркофаге бронзовым бюстом работы итальянского скульптора К. Альбачини и несколькими памятными медалями, в частности, выбитыми в честь 100-летия, 200-летия и 300-летия Санкт-Петербурга. На стене рядом с памятником установлена на консоли небольшая мраморная скульптурная группа работы Дж. Дзордзони «Оплакивание Христа». Она была приобретена для Петра I С. Л. Владиславичем-Рагузинским в Венеции в числе других произведений искусства и привезена в Россию в 1717 году. В 1728 году упоминается в описи скульптуры, стоявшей в Гроте Летнего сада. В Петропавловском соборе она была установлена, предположительно, в царствование Анны Иоанновны. В 2022 году у захоронения Петра I помещена реконструкция «мерной иконы», находившейся в Петропавловском соборе со времени правления Николая I и до 1940-х годов.
Феофан (Прокопович), архиеп. Краткая повесть о смерти Петра Великого, императора и самодержца Российского, с присовокуплением Описания порядка, держанного при погребении Петра Великого и … Цесаревны Наталии Петровны. СПб., 1883.
Богданов А. И. Описание Санктпетербурга / Отв. ред. и авторы вступит. статьи К. И. Логачев и В. С. Соболев. Подготовка текста к публикации К. И. Логачев В. С. Соболев, Э. Н. Филиппова, Л. Н. Логачева. СПб., 1997 (первое издание: СПб., 1779).
Гендриков В. Б., Сенько С. Е. Петропавловский собор – усыпальница Дома Романовых. СПб., 1998.
Зимин И. В., Смирнов А. В., Аль-Шукри С. Х., Лукичёв Б. Г. Последняя болезнь и смерть Петра Великого // Нефрология. 2003. Т. 7. № 2. С. 88–92.
Прокопьев А. Ю. Погребение Петра Великого: протестантский стандарт в православной России // Северная война, Санкт-Петербург и Европа в первой четверти XVIII в. Материалы международной научной конференции. Санкт-Петербург, декабрь 2006 г. / Под ред. В. Н. Барышникова. СПб., 2007. С. 47–67.
Петропавловский собор и Великокняжеская усыпальница. СПб., 2008.
Крупова Р. Е., Лурье Л. Я. Петропавловский собор – императорская усыпальница // Исторические кладбища Санкт-Петербурга. СПб., 2009. С. 271–287.
Логунова М. О. Печальные ритуалы императорской России. М.; СПб., 2011.