Свод петровских памятников России и Европы

Скульптурная группа «Мир и Победа»

«Ништадтский мир»

Местоположение: Санкт-Петербург, Летний сад

Тип памятника: Памятник монументального искусства

Скульптурная группа «Мир и Победа» (175х122х72), выполненная из мрамора по заказу Петра I итальянским скульптором из Каррары Пьетро Баратта (1659–1729), была доставлена в Санкт-Петербург уже после смерти императора и в 1726 году установлена на высоком гранитном пьедестале перед северным фасадом Летнего дворца Петра I в Летнем саду. Памятник считают аллегорией Ништадтского мира, утвердившего военные успехи России в борьбе со Швецией в ходе Северной войны.

Ништадтский мир (швед. Freden i Nystad) – договор между Русским царством и Швецией, завершивший Северную войну 1700–1721 годов. «Вечный, истинный и ненарушимый мир на земле и воде» был подписан 30 августа / 10 сентября в шведском городе Ништадте (ныне Уусикаупунки в Финляндии). Со стороны России свои подписи под трактатом поставили граф Яков Вилимович Брюс и Андрей Иванович Остерман, удостоенный за это баронского титула; со стороны Швеции – дипломат Юхан Лилльенстедт (1755–1732) и шведский политик барон Отто Стрёмфельд (1679–1744). Договор изменил русско-шведскую границу, закреплённую Столбовским миром 1617 года. Швеция признала присоединение к России Лифляндии, Эстляндии, Ингерманландии, части КарелИи (Старой Финляндии) и других территорий. Россия обязалась уплатить Швеции денежную компенсацию и возвратить Финляндию с Гельсингфорсом (Хельсинки).

Договор состоял из преамбулы и 24 статей. Ратифицирован 9/20 сентября 1721 года. Победа в Северной войне выдвинула Россию в число крупнейших европейских государств. Была достигнута важнейшая внешнеполитическая задача – приобретён выход к Балтийскому морю, границы России отодвинулись далеко на запад.

Извещённый о благополучном подписании мирного договора, Пётр I собирался ехать навстречу своим послам в Выборг, но получив в Дубках известие о заключении мира, возвратился в Санкт-Петербург, где сразу же начались празднества, продолжавшиеся более недели. 21 сентября Пётр подписал указ об образовании Комиссии по разграничению русско-шведской границы. 20 октября на заседании Сената и Синода решено было просить государя принять титул «Отца Отечества, императора всероссийского и Петра Великого». 22 октября новый титул был «поднесён» Петру в Троицком соборе, там же публично был зачитан трактат о мире. Переговоры с Петром о принятии титулов вёл сначала светлейший князь Александр Данилович Меншиков, позднее к нему присоединились сенаторы и вице-президенты Синода. Пётр «долго отрекался», но потом «склонился на то». 30 октября императрицей объявлена супруга Петра I Екатерина Алексеевна.

10 декабря император из Санкт-Петербурга отбыл в Москву. 13 декабря государь остановился в подмосковном селе Всесвятском у имеретинской царевны Дарьи (Дареджан) Арчиловны. 18 декабря Пётр с гвардейскими полками торжественно вступил в Москву, пройдя под специально сооружёнными по этому случаю триумфальными воротами.

28 января 1722 года торжества по случаю заключения мирного договора продолжились в подмосковной царской резиденции селе Преображенском, где на Царицыном лугу был устроен фейерверк «для миру с Швециею», а в Москве состоялись народные гулянья и маскарад.

Композиционным и смысловым центром монумента «Мир и Победа» является сидящая женская фигура, олицетворяющая Россию, с рогом изобилия в левой руке и опрокинутым горящим факелом – знаком окончания войны – в правой. У её ног лежат щит, пушка и барабан, символизирующие бдительность. Другая женская фигура расположенная справа и чуть выше, широко распростёрла крыльями над фигурой сидящей. Это богиня победы Ника, она венчает Россию лавровым венком, в руке у неё пальмовая ветвь – символ мира. Ногой богиня попирает поверженного льва, олицетворяющего Швецию. На картуше, который лев придерживает лапой, размещена латинская надпись «Magnus est qui dat et qui accipit sed maximus qui ambe haec date potest» (Велик тот, кто дает, и кто принимает, но величайший – тот, кто и то, и другое совершить может).

Скульптура до сих пор остается на своём первоначальном месте. Является частью ансамбля Летнего сада – памятника федерального значения.

Литература

Мацулевич Ж. В. Летний сад и его скульптура. Л., 1936.

Никифоров Л. А. Внешняя политика России в последние годы Северной войны: Ништадтский мир. М., 1959.

Под стягом России: Сборник архивных документов. М., 1992.

Андросов С. О. Пётр Великий и скульптура Италии. СПб., 2004.

Козлова ТД. Летний сад. СПб., 2009.

Хвостова Г. А. Скульптурная группа «Аллегория Ништадтского мира. Мир и Победа» в Летнем саду. К истории петровской коллекции мраморной скульптуры // Музей под открытым небом. Проблемы сохранения памятников из камня и бронзы. СПб., 2012. С. 165–175.

Агеева О. Г. От Московского царства к Всероссийской империи. Акт поднесения императорского титула 22 октября (4 ноября) 1721 года // 1150 лет российской государственной культуры: Материалы к Общему собранию Российской академии наук, посвящённому Году российской истории: Москва, 18 декабря 2012 г. М., 2012. С. 109–121.