Свод петровских памятников России и Европы

Петровские ворота Петропавловской крепости (С-Петербург)

Местоположение: Санкт-Петербург, Петропавловская крепость

Тип памятника: Памятник гражданской архитектуры

Петровские ворота — старейшее триумфальное сооружение Санкт-Петербурга, сохранившееся до нашего времени. Ворота являлись главным входом в Петропавловскую крепость со стороны первой петербургской площади – Троицкой, от которой на Заячий остров вёл деревянный мост. Архитектурное решение ворот отвечало их значительной роли в панораме строившегося города (закрывший вид на ворота каменный Иоанновский равелин сооружён в 1731–1740 годах).

По мнению современных исследователей, каменные одноярусные ворота были сооружены одновременно с деревоземляной Петровской куртиной в 1703 году, вероятно, по проекту Ж. Г. Ламбера де Герена, строительством руководил В. А. Кирштенштейн. В то время это был единственный вход в крепость.

В 1708 году Пётр I распорядился перестроить ворота по образцу крепостных ворот в Нарве. Согласно проекту, выполненному Д. Трезини, ворота представляли собой нарядный двухъярусный портал, нижняя каменная часть которого была прорезана аркой, с нишами по сторонам; а верхняя деревянная часть с аттиком украшена скульптурой и аллегорическими рельефами. В связи с каменным строительством Петровской куртины Д. Трезини в 1716–1718 годах перестроил верхнюю часть ворот в камне, обогатив скульптурно-пластическое оформление.

В тимпане аттика ворот помещён деревянный многофигурный рельеф «Низвержение Симона волхва апостолом Петром» (скульптор И. К. Оснер). Это сюжет из «Деяний апостолов» о посрамлении апостолом Петром чародея Симона, желавшего при помощи бесов взлететь в небо, истолковывается как аллегория победы Петра I в Северной войне. В чертах лица апостола угадывается портретное сходство с Петром. Таким образом, Петровские ворота можно считать первым в Санкт-Петербурге памятником его основателю.

Над аркой ворот в 1720 году помещена массивная свинцовая фигура государственного двуглавого орла (мастер Ф. П. Вассу). В лучковом фронтоне – горельеф благословляющего Бога Саваофа. Часть деревянной скульптуры не сохранилась (две фигуры трубящих ангелов над фронтоном, фигура апостола Петра и аллегории Добродетелей утрачены в середине XIX века). При перестройке ворот в их нишах помещены две скульптуры, атрибуты которых вызывают разные толкования (скульптор Н. Пино). Наиболее убедительна их атрибуция как «Благоразумие» (с зеркалом) и «Храбрость» (в образе Минервы). По бокам стояли статуи Марса и Нептуна (не сохранились).

В 1941 году Петровские ворота пострадали от артобстрела и реставрировались в 1951–1952 годах архитекторами А. А. Кедринским и А. Л. Ротачем. В 1963 году были отреставрированы скульптуры в нишах и барельеф в аттике. Последняя реставрация Петровских ворот прошла в 2006–2007 годах при участии итальянских специалистов и была осуществлена на принципах Венецианской хартии (инженер П. Мароне, архитектор К. Алессандриа). При проведении работ были демонтированы деревянные детали. Горельеф благословляющего Бога Саваофа, барельефы с военными атрибутами (1730) на воротах заменены на копии. Оригиналы выставлены на экспозиции Государственного музея истории Санкт-Петербурга «История Петропавловской крепости».

Литература

Степанов С. Д. Санкт-Петербургская Петропавловская крепость: история проектирования и строительства. СПб.: Белое и черное, 2000.

Памятники архитектуры и истории Санкт-Петербурга: Петроградский район. СПб.: Коло, 2004. С. 35–38.

Кривдина О. А., Тычинин Б. Б. Скульптура и скульпторы Санкт-Петербурга, 1703–2007. СПб.: Logos, 2007. С. 495–498. 

Таратынова О. В. Охрана культурного наследия Санкт-Петербурга в период реформ (начало 1990-х – 2008) // Санкт-Петербург. КГИОП. 90. СПб.: Пропилеи, 2008. С. 121144.

Баринова И. Н. К вопросу о программе петровских ворот Петропавловской крепости Санкт-Петербурга // Петровское время в лицах 2018. СПб.: Государственный Эрмитаж, 2018. С. 4866.

Петропавловская крепость. СПб.: ГМИ СПб, 2011.

Степанов С. Д. Памятники истории и культуры на территории Петропавловской крепости: архитектурно-археологический каталог. СПб.: ГМИ СПб, 2021.