Свод петровских памятников России и Европы

Памятник Петру I у Михайловского (Инженерного) замка

Местоположение: Санкт-Петербург, Кленовая аллея, у входа в Михайловский замок

Тип памятника: Памятник монументального искусства

Статус: Памятник федерального значения

Работа над конным изваянием Петра I была начата Б. К. Растрелли ещё при жизни Петра I. Однако этот памятник стал вторым – после «Медного всадника» – по времени открытия. Между началом работы над статуей, заказанной в 1716 году, и открытием памятника в 1800 году прошло 84 года.

Итальянский скульптор и архитектор Бартоломео Карло Растрелли (1667–1744) родился во Флоренции в дворянской семье, получил разностороннее художественное образование. Работал в Риме, затем в Париже, где родился его сын Бартоломео Франческо, будущий петербургский архитектор. Из Парижа Б. К. Растрелли с семьей в марте 1716 года для работы по контракту выехал в Россию и оставался там до конца жизни.

Одним из первых заказов, полученных Растрелли от Петра I, было создание конного монумента, подражающего триумфальным памятникам древних римлян. Наиболее известный прототип – конная статуя императора Марка Аврелия на римском Капитолии. Растрелли изобразил Петра I в облачении римского императора, поверх которой наброшена горностаевая мантия с вытканными двуглавыми орлами. В правой руке он держит маршальский жезл.

Уже осенью 1717 года была отлита небольшая модель статуи из свинца, отосланная по приказанию Петра I в 1719 году в парижскую Королевскую Академию надписей и изящной словесности для составления мемориального латинского текста, который предполагалось поместить на постаменте. По замыслу Растрелли, постамент должны были украсить аллегорические изваяния.

В 1720 году скульптор создал ещё один вариант конной статуи. Шла работа также и над пешей полнофигурной статуей Петра, которую предполагалось установить перед зданием Двенадцати коллегий.

В 1724 году Растрелли выполнил два варианта портретного бюста Петра. В работе над этим произведением мастеру помогла сделанная им в 1719 году восковая маска, снятая с лица Петра. В начале 1724 года скульптор показывал гольштинскому дворянину Ф. В. Берхгольцу отлитые в гипсе модели конной и пешей статуй. Однако Пётр I умер в январе 1725 года, не успев распорядиться об отливке статуй в бронзе.

Труды скульптора по изготовлению моделей были оплачены при императрице Анне Иоанновне в 1734 году, но распоряжение об отливке в бронзе дала 22 июня 1743 года императрица Елизавета Петровна. Для отливки, которая должна была происходить под наблюдением автора, был построен специальный «литейный амбар». Растрелли успел в октябре–ноябре 1744 года изготовить для отливки колоссальную восковую модель, но 18 ноября того же года он скончался.

Дальнейшее руководство работами взял на себя сын скульптора Бартоломео Франческо Растрелли. В литейной мастерской были сложены две большие печи, доставлены 1300 пудов зелёной и 130 пудов красной меди; приготовлены мраморные блоки для постамента. Отливка статуи была проведена в ноябре 1747 года мастером А. Мартелли, который до 1755 года продолжал чеканку. Существовали проекты установки конного монумента на площади у здания Двенадцати коллегий или в круглой колоннаде на площади перед построенным Б. Ф. Растрелли Зимним дворцом.

Екатерина II сочла, что памятник «не сделан искусством таким, каково б должно представить столь великого монарха», и с 1766 года Э. М. Фальконе начал работу над новым монументом Петру Великому. В 1782–1791 годах растреллиевская статуя находилась во владении князя Г. А. Потёмкина, но это не изменило её судьбы.

Лишь в августе 1798 года император Павел I приказал установить её в Кронштадте, у входа в Петровский док. Но уже 3 марта следующего года император повелел «отправление в Кронштадт монумента Петра I остановить». Было назначено новое место – площадь Коннетабля перед строившимся Михайловским замком, где в 1800 году и был установлен памятник Петру I.

Проекты постамента выполнил архитектор Ф. И. Волков. Надпись на лицевой стороны постамента «Прадѣду / Правнукъ / 1800», очевидно, была сочинена самим императором как антитеза посвящению «Медного всадника», на пьедестале которого выполнена надпись: «ПЕТРУ перьвому / ЕКАТЕРИНА вторая / лѣта 1782». Рельефы на боковых сторонах памятника – «Полтавская баталия» (на восточной стороне) и «Взятие фрегатов при Гангуте» (на западной) – выполнены по эскизам и под руководством скульптора М. И. Козловского его учениками – В. И. Демут-Малиновским, И. И. Теребенёвым и И. Моисеевым.

Памятник у Инженерного замка сохранился в годы вражеской блокады Ленинграда. В 1942–1945 годах бронзовая статуя, снятая с постамента, находилась в котловане, вырытом рядом. Масштабные реставрационные работы проводились в 1989–1990 годах. Монумент является объектом культурного наследия федерального значения.


Литература

Петров В. Н. Конная статуя Петра I работы Растрелли. Л., 1972.

Малиновский К. В. Памятник Петру I Растрелли // Три века Санкт-Петербурга: Энциклопедия. Т. 1. Осьмнадцатое столетие. Кн. 2. СПб., 2002. С. 86–87.

Памятники Санкт-Петербурга: Справочник. СПб., 2002. С. 31–32.

Кривдина О. А., Тычинин Б. Б. Скульптура и скульпторы Санкт-Петербурга, 1703–2007: Иллюстрированная энциклопедия. СПб., 2007. С. 482, 484.