Регион:
Авторы:
Местоположение: г. Оренбург, сквер Петра Первого
Тип памятника: Памятник монументального искусства
Первые контакты Московского царства с государствами Средней Азии относятся к XVI веку. Со времен царствования Михаила Фёдоровича туда отправлялись посольства с целью способствовать открытию азиатских рынков для русских купцов. В петровскую эпоху экспансия России на Восток усилилась. С именем Петра I связано и появление в России первых научных исследований, посвященных изучению стран Востока. В 1714 году экспедиция И. Д. Бухгольца основала Омск и ряд других крепостей. В 1716 году в Среднюю Азию отправился отряд князя Александра Бековича-Черкасского с целью разведки пути в Индию и склонения хивинского хана к принятию российского подданства (экспедиция потерпела неудачу). В 1718 году царь отправил в Бухару Флорио Беневени, итальянца на русской службе, который возвратился в 1725 году и доставил много сведений о Средней Азии. 28 января 1725 года император подписал указ об экспедиции на Камчатку.
Памятник Петру I в Оренбурге был торжественно открыт 13 июня 2014 года в сквере на Марсовом поле. Церемонию приурочили к первому выпуску президентского кадетского училища. Установке монумента предшествовала закладка 31 августа 2013 года на месте будущего памятника символического камня, на котором крепилась медная дощечка с текстом: «На этом месте будет установлен памятник Петру Великому – инициатору основания города-крепости на Яике-реке, ставшего «вратами в полуденную Азию».
Автор бронзового монумента – московский скульптор, Заслуженный художник РФ, действительный член Академии художеств Леонид Михайлович Баранов, работающий в жанре исторического портрета. Скульптура создана на средства Благотворительной организации «Фонд Зеленцова», о чём говорится в тексте плакетки, размещённой на лицевой стороне постамента.
Трёхметровая фигура Петра выполнена из бронзы. Пропорции его фигуры точно переданы скульптором, портретное сходство – несомненно. В скульптурном воплощении царь выглядит легким, изящным, элегантным. Он изображён облачённым в камзол и кафтан, украшенные шейным платком, в ботфортах, с непокрытой, высоко поднятой головой. Лак и патина, покрывающие скульптуру, создают эффект полихромности.
Скульптура установлена на невысокий постамент, облицованный полированными гранитными плитами, на котором у ног Петра положена посвятительная доска, текст которой повествует об этапах первоначальной истории Оренбурга и лицах, сыгравших ключевую роль в строительстве города: «Самодержец Всероссийский Государь Император Пётр I (1672–1725). Государю Императору Петру I, задумавшему «сделать коммуникацию сухого пути, то есть построить на Яике реке город для торговли России с Азией» и осуществившим этот замысел «птенцам гнезда Петрова»: Ивану Кирилловичу Кирилову – выдающемуся государственному деятелю, автору проекта укрепления юго-восточных границ государства и строительства города-крепости, основателю города Оренбурга (ныне Орска) в 1735 году. Василию Никитичу Татищеву – выдающемуся государственному деятелю, основателю крепостей по рекам Орь и Сакмара, автору проекта о переносе города Оренбурга с устья реки Орь к урочищу Красной горы. Ивану Ивановичу Неплюеву – выдающемуся государственному деятелю, автору плана строительства и основателю города Оренбурга на берегу реки Яик (Урал) 19 апреля 1743 года, первому губернатору Оренбургского края (1744–1758 годы). Оренбуржцы с благодарной памятью в год 270-летия Оренбургской губернии и 80-летия Оренбургской области. 2014 год».
К образу Петра I скульптор обращался и прежде. Памятник Петру I в Оренбурге – уже третья скульптура российского императора, созданная Л. М. Барановым. Первая, переданная в 1997 году в дар Нидерландам в честь 300-летия Великого Посольства, находится в голландском Роттердаме, вторая – скульптурная группа «Пётр I и Николай Бидлоо» установлена в Москве. Движение рук «оренбургского Петра» очень напоминает жесты как «роттердамской», так и «московской» фигур царя.
Пётр I никогда не был в Оренбурге – город был основан после его смерти. Однако, по мнению создателей памятника, Петру принадлежит мысль о строительстве «города для торговли России с Азией», осуществлённая его сподвижниками И. К. Кириловым, В. Н. Татищевым и И. И. Неплюевым. По замыслу авторов, памятник олицетворяет особую миссию Оренбурга как своеобразных «ворот в Азию», подобному тому как Санкт-Петербург является «окном в Европу».