Свод петровских памятников России и Европы

Памятник Петру I на Сенатской площади (С-Петербург)

«Медный всадник»

Местоположение: Санкт-Петербург, Сенатская площадь

Тип памятника: Памятник монументального искусства

Памятник Петру I, названный А. С. Пушкиным «Медным всадником», исключителен по своему значению не только для Санкт-Петербурга – он является официальным символом города, – но и для всей российской культуры.

Это первый скульптурный монумент России, торжественно открытый 7 августа 1782 года. Гениальная пластика, композиционное совершенство, символичность местоположения памятника, драматическая история его создания уже больше двух веков вдохновляют художников и поэтов на новые творения. Первое место среди них занимает «петербургская повесть» А. С. Пушкина, по которой мы называем памятник. «Медному всаднику» посвятили строки Ф. М. Достоевский, А. Белый, А. А. Блок, А. А. Ахматова, В. В. Маяковский. Этот памятник – одна из ключевых тем «петербургского мифа».

Сразу после восшествия на престол Екатерины II 17 июля 1762 года Сенат постановил воздвигнуть памятник императрице. Однако она отказалась от этой чести, напомнив, что прежде необходимо поставить памятник Петру I. Бронзовая скульптура, выполненная Б. К. Растрелли, была в 1764 году осмотрена Екатериной, «не соизволившей его аппробовать».

По рекомендации философа-просветителя Д. Дидро, своего корреспондента, Екатерина II пригласила в Россию для работы над монументом французского скульптора Э. М. Фальконе, прибывшего в Санкт-Петербург 15 октября 1766 года.

Фальконе был знаком с «Историей Российской империи при Петре Великом» Вольтера (1759), а также с другими сочинениями о России, и в беседах с Дидро размышлял над художественной трактовкой образа Петра: «Надо показать человечеству <…> творца, законодателя, благодетеля своей страны <…> Мой царь не держит в руке жезла; он простирает свою благодетельную руку над страной, по которой он проносится, он поднимается на эту скалу, которая служит ему основанием, – эмблема трудностей, которые он преодолел».

Образ всадника, вздыбившего коня над обрывом скалы, неразрывная связь скульптуры с постаментом – уникальная находка Фальконе, не имеющая аналогов в мире. Вместе с тем работа скульптора опиралась на давнюю европейскую традицию конных монументов, замечательными образцами которых были творения мастеров итальянского Возрождения Верроккьо и Донателло. Всадник на вздыбленном коне появляется в европейской скульптуре позднее; один из первых образцов — статуя Филиппа IV в Мадриде, выполненная в 1640 году скульптором П. Такка по рисунку Д. Веласкеса.

Уже в первой половине 1767 года Фальконе создал малую модель скульптуры, получившую одобрение коронованной заказчицы. 1 февраля 1768 года он приступил к изготовлению большой модели, законченной в июле 1769 года. Голова Петра, по признанию Фальконе, ему не удавалась, и автором её стала ученица скульптора, 20-летняя М. А. Колло. За неполных три года замысел Фальконе воплотился в гипсовой модели, которую оставалось перевести в бронзу.

Одновременно вёлся поиск места для установки памятника. В 1768 году Екатерина II повелела поставить монумент «на площади между Невы реки, от Адмиралтейства и дома, в коем присутствует Сенат». Это местоположение как нельзя более удачно соответствовало идее Фальконе. Нева, на берегах которой Пётр основал новый город, – основной водный путь, по которому Россия вошла в Европу. Адмиралтейство – символ русского флота, основанного Петром. Сенат – воплощение Законов, разработанных Петром. Знаменательно, что во времена Петра I на этом месте находилась первая деревянная Исаакиевская церковь, освящённая во имя небесного покровителя царя Исаакия Далматского.

Первоначально предполагалось соорудить постамент памятника из нескольких гранитных камней, поиск которых в окрестностях Петербурга начался летом 1767 года. Нужно было доставить свыше 140 кубических саженей – не только для постамента, но также для фундамента и набережной. Принимавший участие в этих работах крестьянин С. Вишняков в сентябре 1768 года сообщил, что цельный камень подходящих размеров имеется близ Конной Лахты в 12 верстах от столицы.

«Гром-камень», с которым связана легенда, будто Пётр поднимался на его вершину, имел высоту 27 футов, длину 44 и ширину 22 фута (примерно 8х13х7 м). Одновременно с перевозкой камня была начата его обработка. Пришлось изменить его размеры и конфигурацию в соответствии с замыслом скульптора. Перевозка к берегу залива на расстояние в 8 верст, заняла время с 12 марта 1769 года по 27 марта 1770 года (из-за слабости грунта везли в основном по зимнему пути). С начала мая 1770 года приступили к сооружению специального судна (прама) для перевозки камня по воде. Проект разработал галерный мастер Г. Корчебников, строили плотники артели Вишнякова. Перевозка камня по воде – от Лахты по заливу и далее по Малой и Большой Неве – продолжалась с 28 августа по 26 сентября 1770 года. Способ перемещения камня на бревенчатой решетке, протаскиваемой по бронзовым шарам, катившимся по медным желобам, был предложен М. Карбури (более известным в России под именем графа Ласкариса), который руководил работами по сооружению памятника. По окончании работ по доставке камня Екатерина II повелела отчеканить памятную медаль c надписью «Дерзновению подобно. Января 1770 года».

Подготовка к отливке статуи в бронзе велась с 1769 года. Сначала скульптор отказывался от предложения самому провести отливку. После долгих поисков литейщика Фальконе всё же приступил к работе, выбрав себе в помощники артиллерийского литейного мастера Е. Хайлова. Отливку начали 7 августа 1775 года. Произошёл прорыв формы с расплавленным металлом, но благодаря оперативным действиям Хайлова отливку смогли продолжить. Нижняя часть скульптуры была готова, но голову коня, верхнюю часть всадника – пришлось отливать вторично в июле 1777 года.

До своего отъезда из Санкт-Петербурга 1 сентября 1778 года Фальконе продолжал работы по чеканке бронзовой статуи. С 1780 года работами по доделке скульптуры и постамента, установкой памятника руководил Ю. М. Фельтен, автор проекта площади у монумента. Фигура змея под копытами коня была моделирована Фальконе, её отливку в бронзе осуществил скульптор Ф. Г. Гордеев. Надпись накладными бронзовыми литерами на русском и латинском языках была выполнена по тексту, редактированному самой императрицей: с одной стороны – «PETRO PRIMO / CATHARINA SECUNDA / MDCCLXXXII», c другой – «ПЕТРУ ПЕРВОМУ / ЕКАТЕРИНА ВТОРАЯ / лета 1782». На складке плаща императора высечена латинская надпись: «Fecet et fudit / Stephanus Falconet parisiensis / MDCC / LXXVIII» («Сделал и отлил парижанин Стефан Фальконет 1778»).

Высота скульптуры – 5,35 м, размер постамента – 5,1х14,5х8,5 м.

Торжественное открытие памятника в присутствии императрицы состоялось 7 августа 1782 года, в день 100-летия вступления Петра I на русский престол. Фальконе на праздник не пригласили, но послали золотую и серебряную медали, отчеканенные в память о торжестве.

Дальнейшая судьба монумента неотделима от истории Санкт-Петербурга. Около него происходили церемонии, связанные с юбилеями города в 1803, 1903 и 2003 годах. Памятник «видел» восстание декабристов на Сенатской площади. В годы блокады Ленинграда «Медный всадник» был бережно укрыт.

С памятником связана легенда, в которой литературоведы усматривают параллели с поэмой А. С. Пушкина: в 1812 году, во время наполеоновского вторжения в Россию, Александр I распорядился в целях безопасности вывезти памятник из столицы. В это же время некоего майора Батурина стал преследовать один и тот же сон, в котором статуя оживала, и всадник скакал на Каменный остров, где тогда во дворце жил император. Александр I вышел встретить царственного предка, который обратился к нему со словами: «Молодой человек, до чего ты довёл мою Россию! Но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться». Об этом сне якобы доложили Александру I, после чего император отменил эвакуацию памятника.

Реставрационные работы проводились в 1909 и 1976 годах. Сведения о них теперь хранятся внутри бронзовой статуи, в специально изготовленных алюминиевых тубах, заложенных в «недра» памятника через смотровой люк коня, который вскрывался в 1976 году. Перед 300-летием Санкт-Петербурга скульптуру очистили от патины, вокруг монумента установили невысокую ограду.

Новые знания об уникальном монументе удалось получить в ходе масштабной реставрации 2021 года. Известно, что Э. Фальконе уделял особое внимание устойчивости конной статуи, предусмотрев к основным опорам в задних ногах коня дополнительную третью. С помощью современного эндоскопического исследования впервые удалось увидеть третий опорный стержень, проходящий через хвост коня, изгиб тела змеи и опирающийся на устроенный в толще гранита закладной элемент из кованой стали, т.н. зуб.

В ходе исследования «Гром-камня» выяснилось, что по своей структуре гранит основания не является аналогом характерного для Санкт-Петербурга гранита «рапакиви». Вопрос о том, из каких месторождений древний ледник принёс эту глыбу в Лахту пока остался открытым. Но учёные вычислили его возраст – «Гром-камню» 1,6 млрд. лет.

Литература

Пумпянский Л. В. «Медный всадник» и поэтическая традиция XVIII века // Пушкин: Временник Пушкинской комиссии. М.;Л.: Изд-во АН СССР, 1939. Вып. 4/5. С. 91–124.

Каганович А. Л. «Медный всадник»: история создания монумента. Л.: Искусство, ЛО, 1975.

Иванов Г. И. Камень-Гром. Историческая повесть. СПб.: Стройиздат, 1994.

Малиновский К. В. Памятник Петру I Фальконе // Три века Санкт-Петербурга. Т. 1: Осьмнадцатое столетие. Кн. 2. СПб.: СПбГУ, 2002. С. 87–89.

Кривдина О. А., Тычинин Б. Б. Скульптура и скульпторы Санкт-Петербурга, 1703–2007. СПб., 2007. С. 482–483, 485.

Андросов С. О. От Петра I к Екатерине II. Люди, статуи, картины. СПб.: Дмитрий Буланин, 2013. С. С. 270–279.

Памятники Санкт-Петербурга: справочник / Государственный музей городской скульптуры. СПб.: Гос. университет технологии и дизайна, 2016. С.45–47.