Регион:
Авторы:
Регион:
Авторы:
Местоположение: Санкт-Петербург, Сампсониевский сад
Тип памятника: Памятник монументального искусства
Памятник первым архитекторам-строителям Санкт-Петербурга находится вблизи Сампсониевского собора. Церковь на окраине Санкт-Петербурга, на Канцевской (позднее – Выборгской) стороне заложили осенью 1709 года в честь Полтавской победы и в следующем году освятили. В 1710 году рядом с Сампсониевской церковью было отведено место для первого городского кладбища. По утверждению биографа Петра I И. И. Голикова, царь говорил, что в Петербурге живут люди пришлые, странники, вот пусть они и покоятся под защитой святого Сампсония Странноприимца.
На первом городском кладбище места для погребения отводились бесплатно. Захоронения на православном Сампсониевском кладбище продолжались до 1770-х годов, когда некрополь был упразднён.
В 1711 году к югу от православного кладбища отвели участок для кладбища «немецкого», где хоронили иноверцев, которых в городе было немало. Там были похоронены зодчие, принимавшие участие в строительстве Санкт-Петербурга петровского времени: немцы А. Шлютер и Н. Ф. Гербель, француз Ж-Б. Леблон, итальянцы – архитектор Д. Трезини и скульптор Б. К. Растрелли. Там же находились могилы лейб-медиков братьев Блументростов – Ивана Лаврентьевича и Лаврентия Лаврентьевича, первого президента Петербургской академии наук; действительных членов Академии историка и филолога Г. З. Байера и математика Х. Гольдбаха. В 1772 году некрополь упразднили, и захоронения «иноверцев» продолжились на Смоленском и Волковском лютеранских кладбищах.
Сад, расположенный к востоку от Сампсониевского собора (между Большим Сампсониевским и Лесным проспектами) занимает небольшую часть территории исчезнувшего православного кладбища (некоторые надгробные плиты сохранились в ограде собора), бòльшая же часть кладбищенской территории ушла под застройку.
Идею установки памятного знака на месте первого петербургского кладбища высказывали многие музейные работники: директор Музея-заповедника «Петергоф» В. В. Знаменов, члены созданной в 1987 году при Ленинградском отделении Советского фонда культуры общественной комиссии «Некрополь». Осуществить идею удалось в 1995 году. Работы по сооружению памятника финансировало объединение «Союзконтракт».
Скульптор В. Б. Бухаев создал проект гранитной арки высотой 5 м, символизирующей «окно в Европу». Архитектурный образ был дополнен бронзовыми рельефами и символической скульптурной композицией: стул и стол, на котором рядом с подсвечником, трубкой, штофом и черепом лежал леблоновский план Санкт-Петербурга. Скульптурное убранство памятника было выполнено по замыслу художника М. М. Шемякина.
Надписи на русском (в старой и новой орфографии), латинском, английском языках, размещённые на памятнике:
– с северной стороны арки: «Архитектор / Вячеслав Бухаев / скульптор Михаил Шемякин / октябрь 1995. Санкт-Петербург. / Аrchitect / Vуасheslav Bukhaev / sculptor / Мihail Chemiakin / осtober 1995 / Saint Peterburg»;
– с южной стороны арки: «Памятник сооружен / на средства / акционерного общества / “Союзконтракт” / литье бронзы / Joel Meisner Foundry / Farmingdale. N.Y. USA / гранит /АО “Возрождение”». Санкт-Петербург»;
– на арке с восточной стороны: «Санкт-Петербурга / первостроителям»;
– под медальоном с портретом Петра I: «1703»;
– на опоре слева: «Андреас / 1660 Шлютер 1714 / Жан-Батист Александр / 1679 Ле Блон 1715 / Доменико Андреа / 1670 Трезини 1734 / Бартоломео Карло / 1675 Растрелли 1744 / Бартоломео Франческо / 1700 Растрелли 1771»; справа: Аndreas / 1660 Schluter 1714 / Jean-Baptiste Alexandre / 1679 Le Blond 1715 / Domenico Andrea / 1670 Тrezzinу 1734 / Ваrtolomeo Carlo / 1675 Rаstrelli 1744 / Ваrtolomeo Francesco / 1700 Rаstrelli 1771»;
– на арке с западной стороны под картушем с гербом Санкт-Петербурга: «А D МDCCIII»;
– на опоре справа: «У святого / Сампсония / Странноприимца / нашли упокоение / первые / архитекторы / строители / граждане / Санкт- /Петербурга. / Петр Михайлович / 1689 Еропкин 1740 / Александр Филиппович / 1726 Кокоринов 1772»; слева: «HIC APUD / AEDEM SANCTI / SAMPSONII / НOSPITATORIS / REQUIESCUNT/ PRIMI URBUS / РETRINAE / ARCHITECTI / AEDIFICATORES / CIVES»;
– текст медальона: «Петр Великий Iмператор и Самодержец Всерос 30 V 1672–28 I 1725».
В тексты надписей вкрались ошибки резчика: в латинской надписи следует читать «urbis»; в последней надписи слово «император», согласно правилам дореволюционной орфографии, пишется с «и», а не с «i».
Открытие памятника в присутствии мэра Санкт-Петербурга А. А. Собчака состоялось 17 октября 1995 года. Не прошло и пяти лет, как всё бронзовое убранство было выломано из гранита. Обезображенная арка стала свидетельством исторического беспамятства.
Кривдина О. А., Тычинин Б. Б. Скульптура и скульпторы Санкт-Петербурга, 1703–2007. СПб.: Logos, 2007. С. 475, 477–478.
Исторические кладбища Санкт-Петербурга. М.; СПб.: Центрполиграф, 2009. С. 730–731.
Золотоносов М. Н. Бронзовый век: Иллюстрированный каталог памятников, памятных знаков и декоративной скульптуры Ленинграда–Петербурга, 1985–2007. СПб.: Новый Mир Искусства, 2010. С. 350–352.
Памятники Санкт-Петербурга: справочник / Государственный музей городской скульптуры. СПб.: Гос. университет технологии и дизайна, 2016. С. 460–461.