Свод петровских памятников России и Европы

Памятник первому русскому линкору «Полтава» (С-Петербург)

Местоположение: Санкт-Петербург, Воскресенская наб., в створе пр-та Чернышевского

Тип памятника: Памятник монументального искусства

Памятник первому русскому линейному кораблю 4 ранга «Полтава», подаренный Санкт-Петербургу транснациональной энергетической компанией «Газпром», установили 6 марта 2015 года на Воскресенской набережной, в створе проспекта Чернышевского. Авторы проекта памятника – скульптор А. М. Таратынов и архитектор В. П. Лукин (1941–2019).

Макет корабля выполнен из бронзы, его оснастка – из меди и латуни, его длина и высота составляют 5 м, высота постамента из красного гранита – 4,7 м. Надпись на обращённой к Неве стороне постамента надпись, сделанная накладными прописными литерами и римскими цифрами: «ПОЛТАВА / MDCCXII». В пышный бронзовый накладной картуш, украшенный морскими символами, заключён написанный золочёными буквами текст: «Первый / Российский / 54-пушечный / линейный корабль / построенный в / Cанкт-Петербурге / по проекту мастера / Федосея Скляева / при участии Петра I / cпущен на воду в / 1712 г.». На боковых гранях постамента расположены барельефы с изображением сцен морских сражений при Гангуте (1714) и Гренгаме (1720).

Сын конюха царя Алексея Михайловича, Федосей Моисеевич Скляев (1672–1728) ребёнком был зачислен в «потешный Петров полк». Вместе с юным царем работал над созданием потешной флотилии на Плещеевом озере. В 1691 году записан в гвардейский Преображенский полк. Под руководством голландца Ф. Тиммермана плотничал на воронежских верфях. В составе команды галеры «Принципиум» участвовал в Азовском походе 1696 года. В 1697 году в составе группы волонтёров вместе с Великим посольством отправился в Западную Европу, обучался кораблестроению в Голландии, Англии, Венеции.

По возвращении в Россию Ф. М. Скляев работал на воронежской и олонецкой верфях и в петербургском Адмиралтействе. В 1709 году на адмиралтейской верфи был заложен линейный корабль, получивший название «Полтава» в честь победоносного сражения русской армии со шведами в ходе Северной войны. Пётр I принимал личное участие в проектировании «Полтавы», строительство же корабля царь доверил Скляеву. «Полтаву» спустили на воду 15 июня 1712 года. В торжественной церемонии принимали участие Пётр I, царская семья, сенаторы и аккредитованные при царском дворе дипломаты.

Длина корпуса «Полтавы» равнялась 39,82 м, ширина – 11,69 м, глубина трюма – 4,6 м, толщина обшивки корпуса – 12,7 см. Водоизмещение корабля, по различным оценкам, составляло от 1100 до 1200 т. Штатное вооружение корабля состояло из 54 пушек. На «Полтаве» имелся значительный арсенал холодного и огнестрельного оружия, которое использовалось в абордажном бою и в десантных операциях. Экипаж корабля в 1714 году насчитывал 351 человека, в 1716 году – 446, в 1721 году – 292 человека.

Появление отечественного парусника такого класса продемонстрировало возросшее мастерство российских кораблестроителей. За время своей службы корабль принимал участие в шести морских кампаниях Северной войны, позднее – в практических плаваниях Кронштадтской эскадры в Балтийском море. В последний раз «Полтава» вышла в море в 1723 году. 13 мая 1725 года Адмиралтейств-коллегия выпустила указ о перемещении пушек с «Полтавы» на линейный корабль «Москва». Около десяти лет в ожидании ремонта «Полтава» простояла в порту Кронштадта, после чего было принято решение разобрать ветхий корабль.

«Полтава» изображена на гравюре 1717 года голландца П. Пикарта, большую часть жизни работавшего в России. Фрагменты деревянного резного кормового декора корабля хранятся в Центральном военно-морском музее.

На Верфи исторического судостроения «Полтава» (находится в историческом районе Санкт-Петербурга Лахта), в яхтенном порту «Геркулес» с 2013 года петербургским Яхт-клубом по заказу «Газпрома» велись работы по созданию полномасштабной модели парусного корабля на основе сохранившихся чертежей и гравюры П. Пикарта. Модель «Полтавы» спустили на воду 27 мая 2018 года. Корпус корабля выполнен из дуба, обшивка— из лиственницы, мачты и реи— из корабельной сосны.

«Полтава» изображена на одном из декоративных медальонов, украшающих подземный вестибюль станции петербургского метрополитена «Приморская»; по окружности медальона помещена надпись: «Первый линейный корабль, построенный в Петербурге. 1712 год».

Литература

Быховский И. А. Петровские корабелы. Л., 1982.

Дубенский В. П. Балтийский первенец Петра (опыт реконструкции декора линейного корабля «Полтава» / графика С. Л.  Балакин // Морской исторический альманах («Наваль коллекция»). Сборник № 1. М., 2000. Т. 5. С .6.

Верфь исторического судостроения «Полтава», 1712 [электронный ресурс]. URL: http://poltava1712.ru/ (дата обращения 13.04.2021).