Свод петровских памятников России и Европы

Памятник Д. Трезини (С-Петербург)

Местоположение: Санкт-Петербург, пл. Трезини

Тип памятника: Памятник монументального искусства

Памятник Доменико Трезини открыт 19 февраля 2014 года, в 280-ю годовщину смерти архитектора, на площади, носящей с 1995 года его имя (находится между 5-й и 6-й линиями Васильевского острова, у спуска с Благовещенского моста).

Бронзовая полнофигурная скульптура установлена на оригинальном постаменте в виде полуволюты и прямоугольном гранитном плинте. Архитектор стоит, широко расставив ноги в тяжелых башмаках с пряжками, и откинув голову в парике с длинными локонами. Он одет в камзол и богатую медвежью шубу, распахнутую на груди. В правой руке держит свиток с чертежами, левой рукой опирается на большой разметочный циркуль. За памятником в народе закрепилось шуточное название «Трезини под шубой».

На лицевой стороне постамента рамположена нажпись «Архитектору / Доменико /Трезини», ниже выгравирован факсимильный автограф: «Dominico Trezzini», на противоположной стороне – барельеф в круглом медальоне, изображающий Трезини, уезжающего на ослике из родного швейцарского селения Астано; на боковой стороне – щит с гербом дворянского рода Трезини. Высота скульптуры – 3,2 м, постамента – 1,6 м.

Работа над памятником велась почти 18 лет. Первоначальным проектом была дипломная работа скульптора П. П. Игнатьева. В 1999 году губернатором Санкт-Петербурга В. А. Яковлевым было подписано распоряжение об установке в 2003 году памятника первому архитектору города.

К своему 300-летию Санкт-Петербург получил в подарок несколько произведений монументального искусства, в том числе композицию «Рука творца», которую её создатель, швейцарский скульптор Н. Арнольди посвятил памяти Д. Трезини. Однако этот памятник не стал городским монументом: он помещён во дворе Государственного музея городской скульптуры (Чернорецкий пер., 2).

П. П. Игнатьев доработал свой проект с учётом замечаний, высказанных при неоднократных обсуждениях работы. Архитектурное решение памятника принадлежит архитектору П. А. Богрянцеву. Средства на памятник к 310-й годовщине основания Санкт-Петербурга обеспечил Благотворительный фонд Жорно. Скульптура была отлита в подмосковной мастерской «Лит Арт», установлена петербургской фирмой «Профиль». Изготовлено также авторское повторение памятника, который предполагается установить на родине Трезини в Астано.

Долго не решался вопрос о размещении монумента. По мнению автора, лучшим местом была бы Троицкая площадь, откуда открывается вид на главное творение Трезини – Петропавловский собор с его высокой колокольней. Именно поэтому голова зодчего так сильно откинута назад: он должен был смотреть на свое грандиозное творение. Однако в итоге памятник установили на Васильевском острове, у здания, называемого «Домом Трезини» (Университетская наб., 21). На самом деле, Трезини никогда не жил в этом доме, хотя здание и было построено для него в 1723–1728 годах учеником Трезини М. Г. Земцовым по проекту С. фан Звитена.

В биографии первого городского архитектора Санкт-Петербурга до сих пор нет полной ясности. В собственноручных подписях архитектора его имя читается как Доминико. Принято считать, что Доменико Андреа Трезини родился около 1670 года в деревушке Треццино рядом с коммуной Астано (кантон Тичино), где до сих пор сохранился дом, принадлежащий этой фамилии. Дворяне Трезини получили герб ещё в XVI веке, однако, не обладая большим состоянием, были вынуждены приобретать профессии, позволяющие зарабатывать на жизнь. Есть сведения, что Д. Трезини учился в Риме и четыре года работал в Копенгагене. В России его обычно называли Андреем Якимовичем (Акимовичем) Трезином (Трецином).

1 апреля 1703 года «господин Трецын, архитектонский начальник, родом итальянин», согласился служить русскому царю «в городовом полатном строении и в валовом деле». 27 июля того же года Трезини достиг Архангельска, на берегах Невы он появился, вероятно, в феврале 1704 года. Трезини был католиком и старостой многонациональной католической общины Санкт-Петербурга.

Первой его работой в России были городские ворота Нарвы, строившиеся в 1705 году. С начала сооружения каменных стен Санкт-Петербургской (позднее – Петропавловской) крепости Трезини был её основным строителем. В 1714–1733 годах им был построен Петропавловский собор.

С 1706 года «полковник от фортификации и архитект» Трезини жил в Санкт-Петербурге в собственном доме на Адмиралтейской стороне на левом берегу реки Мойки. Около 1715 года он построил себе большой деревянный одноэтажный дом на 2-й линии Васильевского острова (современный адрес: В.О., 2-я линия, 45). В 1721 году Пётр I повелел построить для Трезини каменный дом на набережной между 5-й и 6-й линиями, однако зодчий так и не переехал в него, хотя в дальнейшем дом принадлежал его вдове. Здание неоднократно меняло свой облик, но сохранило первоначальную ширину в 11 осей с надстройкой третьего этажа на месте первоначально существовавшего мезонина. После капитальной реконструкции на рубеже XX–XXI веков здесь разместился отель «Дом Трезини».

За тридцать лет работы в России Трезини осуществил свыше ста проектов. Его работы во многом определили дальнейшее развитие имперской столицы. Архитектор скончался в Санкт-Петербурге 19 февраля 1734 года и был похоронен на Сампсониевском иноверческом кладбище (некрополь не сохранился). Вблизи Сампсониевского собора в 1995 году установлен Памятник первостроителям Санкт-Петербурга, на котором среди прочих значится и имя Доменико Трезини.

Ещё в 1698 году, у себя на родине, Трезини обвенчался с Джованной ди Ветийс, в браке с которой родились дочери Феличита Томазина и Мария Лучия Томазина. Однако в Россию архитектор прибыл один, оставив жену и детей в Швейцарии. По-видимому, он скоро овдовел и вторично вступил в брак с «фрау Гертрудой», родившей в марте 1710 года сына Пьетро, который, согласно метрическим книгам, был «воспринят от купели самолично Петром Первым, русским императором, и госпожой Крюйс, дочерью господина адмирала Крюйса, в присутствии свидетелей гг. Берхгольца, Кикина, Конрада Оснера и др.». Церковные книги указывают на факт рождения в семье ещё двоих детей – дочери Доротеи и сына Иоакима (Джоакино). Восприемником при крещении Доротеи, состоявшемся 25 апреля 1711 года, стали светлейший князь А. Д. Меншиков с супругой. Иоаким Трезини был крещён 8 мая 1712 года.

После кончины Гертруды Трезини женился на Марии Лучии Карлотте, дочери итальянца, прихожанина петербургской католической церкви. В этом браке родилось ещё пятеро детей: 19 июля 1719 года крестили Барбару, 15 марта 1723 года – Маттео Конрада, 2 августа 1724 года – Андреаса, 30 января 1727 года – Катерину, 10 июля 1730 года – Элеонору, причём обряд совершался с участием директора Канцелярии от строений У. А. Сенявина и супруги Б. К. Миниха. В списке учеников академической гимназии за 1731 год наряду с «Маттео Трезини» упомянуты его родные братья, дети «проектировщика и архитектора Ея Величества Трессина», Джузеппе (Иосиф) и Джорджио (Георгий), родившиеся в Петербурге в 1717-м и 1721 году.

О судьбе большинства детей Трезини известно мало. Крестник Петра I Пьетро в 1725 году был послан в Италию «для обучения наук», после чего он поселился в Астано, где создал семью и скончался в 1734 году. Братья Джоаккино, Джузеппе, Джорджио и Маттео Трезини, получив образование в гимназических классах Санкт-Петербургской академии наук, все, за исключением Маттео, поступили в Сухопутный шляхетский кадетский корпус. Маттео же отправился в Италию, где изучал медицину, в 1746 году возвратился в Россию, где вскоре оказался под следствием по делу «об оскорблении православных святынь» и был помещён под арест в «Дом Трезини», перед которым и стоит памятник его отцу и где Маттео скончался в 1750 году.

Кроме Доменико, в России жили и работали и другие представители фамилии Трезини: Карло Джузеппе Трезини (в России – Осип) Трезини, женившийся на Марии Лучии Томазине, дочери Доменико, также был архитектором; из его построек сохранились жилой корпус для кадетов у Меншиковского дворца на Кадетской линии и церковь Трех святителей рядом с Андреевским собором. Архитектором был и Пьетро Антонио (Пётр Андреевич) Трезини, к самостоятельным творениям которого относят Феодоровскую церковь Александро-Невской лавры и Госпитальную церковь Новосергиевской Троицкой пустыни в Петергофе (разрушена в годы Великой Отечественной войны); ему же принадлежит первоначальный проект Римско-католической церкви на Невском проспекте, утвержденный Сенатом в 1746 году.

Литература

Корольков М. Я. Архитекты Трезины // Старые годы. 1911. № 4. С. 17–36.

Вздорнов Г. И. Архитектор Пьетро Антонио Трезини и его постройки // Русское искусство XVIII века: материалы и исследования / под ред. Т. В. Алексеевой. М.: Искусство, 1968. С. 139–155.

Kahn-Rossi M., Franciolli M. Domenico Trezzini e la costruzione di San Pietroburgo: Catalogo della mostra tenutasi a Lugano. Firenze, 1994.

Малиновский К. В. Доминико Трезини. СПб.: Крига, 2007.

Андреев А. Н. Римские католики в Петербурге при Петре Великом и их участие в общественной жизни России // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Социально-гуманитарные науки». 2013. Т. 13. № 2. С. 77–83.

Памятники Санкт-Петербурга: справочник / Государственный музей городской скульптуры. СПб.: Гос. университет технологии и дизайна, 2016. С. 338–339.