Свод петровских памятников России и Европы

Новая Голландия (С-Петербург)

Местоположение: Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 103; наб. Адмиралтейского канала, 2; наб. Крюкова канала

Тип памятника: Памятник инженерного искусства

Первые сведения о Голландии Пётр I получил в Москве, где в Немецкой слободе жили приехавшие в Россию иностранцы, среди которых было немало голландцев. Увлечение кораблестроением сблизило Петра с голландской культурой. В 1697 году в составе Великого посольства царь побывал в Нидерландах и несколько месяцев прожил в Амстердаме. Трудолюбивые, дисциплинированные и упорные голландцы, их образ жизни, нрав и быт пришлись царю по вкусу. Известно, что Санкт-Петербург Пётр называл «Вторым Амстердамом». Реки, каналы, высокие дома, тесно стоящие на набережных, – всё это должно было напоминать Амстердам.

Первоначально «Голландией» (или «Новой Голландией») называлась местность к западу от Адмиралтейства, где были устроены канатный двор, смоляная, инструментальная, фитильная мастерские, склады пеньки и корабельного леса. Вдоль нынешней Английской набережной сформировался квартал, где жили иностранные корабельные мастера – англичане и голландцы. Ниже по течению Невы находились Галерные верфи.

По преданию, название «Новая Голландия» дал сам Пётр: левый берег Невы от Адмиралтейства до верфей напоминал царю амстердамский порт. Во всяком случае, название встречается в документах петровской эпохи. Так, 20 января 1719 года царь указал: «Отдать из соляных денег генералу-полициймейстеру Девиеру на отделку канала в Новой Галандии половину против договору четыре тысячи пять сот рублев с роспискою». 27 мая 1721 года Адмиралтейств-коллегия распорядилась: «При адмиралтействе подле каналу, что в Новой Голландии <…> каменных пенечных 5 амбаров, длиною 44, поперег 15 сажен, вышиною в 2 жилья; угольный амбар длиною 27, поперег 6 сажен, вышиною в 2 жилья, инструментальную, длиною 10, поперег 6 сажен, при ней приделать малую палатку для варенья фитиля, строить голландцу полатному мастеру Тимофею меньшому Фонармусу <…> по амстердамской манере, и оное строение зачать строить июня с 1 числа сего 721 года и достроить в надлежащую и чистую отделку к будущему 722 году в половину лета».

Позднее называние «Новая Голландия» закрепилось за треугольным рукотворным островом площадью около 8 га, который образовался постепенно. В 1719 году между Невой и Мойкой был прорыт Крюков канал, который отделил будущий остров от Адмиралтейской части. От Крюкова канала параллельно Неве прорыли Адмиралтейский канал, предназначенный для доставки строительных материалов к Адмиралтейству. С запада территория Новой Голландии отделялась небольшим речным заливом – Глухой протокой. В 1732 году русло Глухой протоки выпрямили, углубили и продолжили до Адмиралтейского канала, окончательно превратив Новую Голландию в остров. В том же году Адмиралтейство поручило архитектору И. К. Коробову соорудить деревянные амбары для хранения корабельного леса, которые были закончены к 1738 году. Позднее на острове появились два канала (от Мойки и от Крюкова канала), заканчивающиеся в центральном бассейне.

Когда места перестало хватать, было решено провести комплексную реконструкцию с заменой всех построек на каменные. Архитектурный облик Новой Голландии складывался в 1765–1780-х годах. В его создании участвовал архитектор С. И. Чевакинский, по проекту которого сооружён из красного кирпича новый складской комплекс с системой вертикального хранения брёвен, как принято в Голландии. Фасады и эффектная классицистическая арка, переброшенная через канал, соединяющий внутренний бассейн с Мойкой, созданы архитектором Ж.-Б. Валлен-Деламотом.

В XIX веке по проекту А. Е. Штауберта на западной стрелке острова было построено кольцеобразное в плане здание морской тюрьмы («Арестантская башня»), кузница, бассейн для кораблестроительных опытов. В годы Первой мировой войны на острове оборудовали мощную радиостанцию морского штаба.

В советское время Новая Голландия была закрытой зоной, на её территории располагались склады Ленинградской военно-морской базы. На начало XXI века комплекс состоял из нескольких десятков объектов, из которых одиннадцать являлись памятниками федерального значения.

В 2004 году все объекты были переданы городу. В конкурсе на лучший проект реконструкции комплекса победил британский архитектор Норман Фостер, однако его замысел так и не был осуществлён. Новый конкурс в 2010 году выиграла компания «Новая Голландия девелопмент», входящая в группу Millhouse Capital UK Ltd, принадлежащую Р. А. Абрамовичу. К разработке проекта привлекли голландское архитектурное бюро West 8. В процессе реконструкции на территории острова были снесены постройки, не считавшиеся памятниками, но представлявшие значительный исторический интерес, в частности, лаборатория, в которой работал Д. И. Менделеев, оборудованная в годы Первой мировой войны радиостанция, сыгравшая заметную роль в информационной войне.

В 2011 году Новая Голландия открылась для посетителей, но вновь закрылась на период с 2013 по 2016 год, когда проводились масштабные работы по реконструкции комплекса. В 2016 году стал доступен для посетителей расположенный на острове парк. Работы продолжатся, реконструкцию полностью планируется завершить к 2025 году. Ансамбль «Новой Голландии» является памятником градостроительства и архитектуры федерального значения.

Литература

Елагин С. И. Материалы для истории русского флота. Ч. IV. СПб., 1867. С. 462–463.

Горбатенко С. Б. Новый Амстердам. Санкт-Петербург и архитектурные образы Нидерландов. СПб., 2003. С. 216–220.

Анисимов Е. В. История одной любви: Пётр и Голландия // Россия–Нидерланды. Диалог культур в европейском пространстве: Материалы V Международного петровского конгресса. Санкт-Петербург. 7–9 июня 2013 г. СПб., 2014. С. 47–52.

Ухналёв А. Е. «Голландская манера» в архитектуре петровского Санкт-Петербурга // Россия–Нидерланды. Диалог культур в европейском пространстве: Материалы V Международного петровского конгресса. Санкт-Петербург. 7–9 июня 2013 г. СПб., 2014. С. 399–412.

Соловьева Т. А. Новая Голландия и её окружение. СПб., 2015.