Регион:
Авторы:
Местоположение: Санкт-Петербург, наб. Адмиралтейского канала, наб. Крюкова канала, наб. р. Мойки
Тип памятника: Памятник инженерного искусства
Первые сведения о Голландии Пётр I получил в Москве, где в Немецкой слободе жили приехавшие в Россию иностранцы, среди которых было немало голландцев. Увлечение кораблестроением и кораблевождением сблизило Петра с традициями и обычаями «морской наци». В 1697 году в составе Великого посольства царь побывал в Нидерландах и несколько месяцев прожил в Амстердаме. Трудолюбивые, дисциплинированные и упорные голландцы, их образ жизни, нрав и быт пришлись царю по вкусу. Санкт-Петербург Пётр хотел видеть «вторым Амстердамом». Реки, каналы, высокие дома, тесно стоящие на набережных, – всё это должно было напоминать Амстердам.
Первоначально «Голландией» (или «Новой Голландией») называлась местность к западу от Адмиралтейства, где были устроены канатный двор, смоляная, инструментальная, фитильная мастерские, склады пеньки и корабельного леса. Вдоль нынешней Английской набережной сформировался квартал, где жили иностранные корабельные мастера – англичане и голландцы. Ниже по течению Невы находились Галерные верфи.
По преданию, название месту дал сам Пётр: левый берег Невы от Адмиралтейства до верфей напоминал царю амстердамский порт. Во всяком случае, название встречается в бумагах Петра. Так, 12 ноября 1719 года царь передал через А. М. Девиера указ о строительстве подрядчиком Семёном Крюковым канала «подле Новой Галандии» и запуске в него воды. 20 января 1719 года государь повелел: «Отдать из соляных денег генералу-полициймейстеру Девиеру на отделку канала в Новой Галандии половину против договору четыре тысячи пять сот рублев с роспискою». 27 мая 1721 года Адмиралтейств-коллегия распорядилась: «При адмиралтействе подле каналу, что в Новой Голландии <…> каменных пенечных 5 амбаров <…>, угольный амбар <…>, инструментальную <…>, при ней приделать малую палатку для варенья фитиля, строить голландцу полатному мастеру Тимофею меньшому Фонармусу <…> по амстердамской манере…».
Позднее называние «Новая Голландия» закрепилось за треугольным рукотворным островом площадью около 8 га, который образовался постепенно. В 1706 году был прорыт участок канала от Большой Невы до реки Мойки.
К 1720 году между Невой и Мойкой поэтапно был прорыт канал, который отделил будущий остров от Адмиралтейской части. За водной коммуникацией закрепилось название Крюкова канала – по фамилии его строителя старшего подрядчика С. Крюкова.
Сведения о строителе канала скудны: известно только, что в Санкт-Петербурге у Крюкова был дом на Большой Ружейной улице (ныне – ул. Мира). Однако с его именем связаны городские легенды. Согласно одной из них, Пётр I, довольный произведёнными работами, пообещал Крюкову назвать канал его именем. По другой, царь дал имя каналу после того, как на устроенном им аукционе картин художника И. Н. Никитина, С. Крюков дал лучшую цену за одну из работ живописца. Сохранившееся до наших дней название канала известно лишь с 1738 года.
В 1790 году производилась расчистка Крюкова канала на всём его протяжении. Участок канала от Невы до Адмиралтейского канала в 1842 году был засыпан. В 1801–1807 годах были обустроены гранитные набережные по проекту инженера И. К. Герарда. В настоящее время длина Крюкова канала составляет 1,017 км, через него перекинуто шесть мостов.
От Крюкова канала параллельно Неве прорыли Адмиралтейский канал, предназначенный для доставки строительных материалов к Адмиралтейству. С запада территория Новой Голландии отделялась небольшим речным заливом – Глухой протокой. В 1732 году русло Глухой протоки выпрямили, углубили и продолжили до Адмиралтейского канала, окончательно превратив Новую Голландию в остров. В том же году Адмиралтейство поручило архитектору И. К. Коробову соорудить деревянные амбары для хранения корабельного леса, которые были закончены к 1738 году. Позднее на острове появились два канала (от Мойки и от Крюкова канала), заканчивающиеся в центральном бассейне.
Когда места перестало хватать, было решено провести комплексную реконструкцию с заменой всех построек на каменные. Архитектурный облик Новой Голландии складывался в 1765–1780-х годах. В его создании участвовал архитектор С. И. Чевакинский, по проекту которого был сооружён из красного кирпича новый складской комплекс с системой вертикального хранения брёвен, как принято в Голландии. Фасады и эффектная классицистическая арка, переброшенная через канал, соединяющий внутренний бассейн с Мойкой, созданы архитектором Ж.-Б. Валлен-Деламотом.
В XIX веке по проекту А. Е. Штауберта на западной стрелке острова было построено кольцеобразное в плане здание морской тюрьмы («Арестантская башня»), кузница, бассейн для кораблестроительных опытов. В годы Первой мировой войны на острове оборудовали мощную радиостанцию морского штаба.
В советское время Новая Голландия была закрытой зоной, на её территории располагались склады Ленинградской военно-морской базы. На начало XXI века комплекс состоял из нескольких десятков объектов, из которых одиннадцать являлись памятниками федерального значения.
В 2004 году все объекты были переданы городу. В конкурсе на лучший проект реконструкции комплекса победил британский архитектор Н. Фостер, однако его замысел так и не был осуществлён. Новый конкурс в 2010 году выиграла компания «Новая Голландия девелопмент». К разработке проекта привлекли голландское архитектурное бюро West 8. В процессе реконструкции на территории острова были снесены постройки, не считавшиеся памятниками, но представлявшие значительный исторический интерес, в частности, лаборатория, в которой работал Д. И. Менделеев, оборудованная в годы Первой мировой войны радиостанция.
В 2011 году Новая Голландия открылась для посетителей, но вновь закрылась на период с 2013 по 2016 год, когда проводились масштабные работы по реконструкции комплекса. С 2016 года доступен для посетителей расположенный на острове парк, а остров стал площадкой для проведения культурных программ и больших городских мероприятий. Работы продолжаются, реконструкцию полностью планируется завершить к 2025 году.
Городницкий А. М. Новая Голландия. Л.: Лениздат, 1971.
Горбатенко С. Б. Новый Амстердам. Санкт-Петербург и архитектурные образы Нидерландов. СПб.: Печатный двор, 2003. С. 216–220.
Зуев Г. И.Там, где Крюков канал. М.; Центрполиграф; СПб.: Русская тройка. СПб., 2012.
Анисимов Е. В. История одной любви: Пётр и Голландия // Россия–Нидерланды. Диалог культур в европейском пространстве. СПб.: Европейский Дом, 2014. С. 47–52.
Ухналёв А. Е. «Голландская манера» в архитектуре петровского Санкт-Петербурга // Россия–Нидерланды. Диалог культур в европейском пространстве. СПб.: Европейский Дом, 2014. С. 399–412.
Соловьева Т. А. Новая Голландия и её окружение. СПб.: Крига, 2015.