Свод петровских памятников России и Европы

Нижний сад в Ораниенбауме (Ломоносов, С-Петербург)

Местоположение: Санкт-Петербург, г. Ломоносов, Дворцовый пр., между домами 48 и 50

Тип памятника: Дворцово-парковый ансамбль

Первые свидетельства о разбивке в Ораниенбауме регулярного сада относятся к апрелю 1717 года, когда коменданту Копорской крепости Ф. Д. Кошелеву велено было прислать «в Аранибом» саженцы кленовых, липовых деревьев, вишен и плодовых кустарников. Посадками руководил садовник Вицвол (вероятно, русский вариант фамилии Witzlov) с помощниками В. Павловым и шведом Х. Грацем, взятым в плен под Полтавой, и принятым «в дом князя Меншикова в садовники». Впоследствии Грац занял место «главного садовника» в Ораниенбауме, плодотворно здесь работая до 1728 года. Спустя год после опалы князя, он был отпущен «в ево отечество, в Стекгольм».

Созданию ландшафтной декорации с «водомётами» способствовала извилистая речка Караста (Карость: фин. Kaarosta). В имении была организована гидросистема из прудов и водоспусков, важным звеном которой, являлся накопительный водоём на береговой террасе против южного фасада дворца. Отсюда, по магистральной трубе, проложенной под террасами дворца, вода сбегала в сад и далее по чугунным трубам распределялась на три потока, питающих фонтаны.

Восточные и западные участки трапециевидного в плане сада занимали боскеты (фр. bosquet – роща). Внутри этих зелёных «кабинетов», образованных кленовыми, липовыми, еловыми шпалерами в сочетании с кустами смородины и крыжовника, высаживались плодовые деревья, ягодные кустарники и огородные культуры, что имело не только практическое значение, но также согласовалось с традицией устройства московских садов XVII века. В формировании пространственной композиции регулярного сада важную роль выполняли пирамидально стриженные еловые и можжевеловые деревья. Померанцы содержались наряду с другими кадочными растениями в деревянных оранжереях – «светлицах».

Неотъемлемой частью структуры ансамбля, ставшей продолжением его центральной оси, являлся подъездной Морской канал длиной 661 сажень (1208 метра). С появлением канала связана легенда. Якобы Петр I, приняв приглашение Меншикова посетить «его парадиз», направился в Ораниенбаум по заливу на шлюпке. Не имея возможности достичь берега из-за «тенистой болоты, заросшей густым камышом», царь велел гребцам повернуть в Кронштадт. Происшествие весьма огорчило светлейшего и по его распоряжению, усилиями нескольких тысяч крестьян «к концу третьего дня был уже готов канал».

В действительности грандиозный гидро-инженерный проект осуществили далеко не сразу. Намерение А. Д. Меншикова «в Аранибоме выкопать канал» документально зафиксировано в 1712 году. Первоначально (в 1713 году) устроили земляную дамбу с пристанью и лишь зимой 1719 года приступили к сооружению канала. В условиях заболоченного побережья грунт укрепляли сваями. На тяжелых работах были задействованы «арестанты», получавшие «от каждой сваи копеек по пяти или алтына по два». Работы завершились в 1720 году.

При первом владельце Ораниенбаума – князе А. Д. Меншикове – сад, в соответствии с барочной традицией, был украшен скульптурой (39 деревянных фигур, окрашенных белой краской «под мрамор», 4 «свинцовых вызолоченных») и фонтанами. Три «водомёта» находились на поперечной оси ансамбля. Наибольший из них – центральный – диаметром 9,22 метра с «водотечной деревянной фигурой» имел 16 водяных струй. Располагавшиеся по сторонам от него фонтаны меньшего диаметра (7.8 метра) были одноструйными.

После опалы и ссылки Меншикова 1727 году, Нижний сад, требовавший постоянного ухода, пришёл в упадок. Указом императрицы Анны Иоанновны 12 ноября 1736 года «Аранибомское место» поступило в распоряжение Адмиралтейств-коллегии для устройства в Большом дворце Морского госпиталя. Работы «в Аранибомском саду» возглавил переведенный в 1734 году из Стрельны подмастерье А. Борисов, впоследствии получивший звание садового мастера. Возобновилось регулярное окашивание шпалер, сад привели «в гошпитальную и аптекарскую пользу», была восстановлена обветшавшая деревянная ограда.

Новый расцвет сада приходится на 1750–1760-е годы, когда в летней резиденции наследника престола великого князя Петра Фёдоровича руководили работами архитектор Ф. Б. Растрелли и садовый мастер К. Лампертус. Растрелли спроектировал центральную аллею, сделав её продолжением парадной лестницы дворца, оформил террасы декоративной скульптурой, построил каменную Померанцевую оранжерею (вместо старой деревянной) и новую садовую ограду с воротами. В 1754–1761 годах был построен Картинный дом – небольшое здание, служившее вместилищем для придворного театра, живописной коллекции, библиотеки и кабинета редкостей великого князя Петра Фёдоровича.

В 1756–1761 годах Морской канал реконструировался по проекту военного инженера А. П. Ганнибала, «арапа Петра Великого». Обветшавшая деревянная парковая скульптуры была заменена мраморной, закупленной в Италии. Ряд статуй, украсивших партеры Нижнего сада, выполнил в 1750-х годах в Падуе скульптор А. Бонацца.

В XIX веке геометрическая планировка садовых аллей сохранялась, но деревья перестали подстригать, зарос канал, пришла в упадок пристань. Морской канал в своей завершающей части был отрезан от моря перемычкой, а в 1910-х годах новая ветка Ижорской железной дороги, перекрыла канал вторично.

В 1920-е годы сохранившуюся скульптуру перенесли в Верхний сад Петергофа. Нижний сад стал парком культуры и отдыха – в нём появилась летняя эстрада, футбольное поле, памятник Ленину.

Сад сильно пострадал во время Великой Отечественной войны. В середине 1970-х годов в соответствии с разработками Ленинградского филиала института «Гипротеатр» (архитектор П. П. Ковалевский, инженеры К. Д. Агапова, Р. Ф. Контская) были осуществлены масштабные работы, направленные на восстановление облика Нижнего сада Екатерининской эпохи. Археологические изыскания 1983–1984-х годов, проведенные под руководством В. А. Коренцвита, позволили установить местоположение и точные размеры трёх фонтанов, устроенных в Ораниенбауме при его первом владельце.

Литература

Дубяго Т. Б. Русские регулярные сады и парки. Л.: Госстройиздат, 1963.

Павленко Н. И. Александр Данилович Меншиков. М.: Наука, 1983.

Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. Л.: Стройиздат , 1983. С. 486–494.

Кючарианц Д. А. Художественные памятники города Ломоносова. Л.: Лениздат, 1985. С. 8–27.

Кючарианц Д. А., Раскин А. Г. Ораниенбаум: Дворцы и парки. СПб.: Лениздат, 2006.

Горбатенко С. Б. Архитектура Ораниенбаума: Западная дистанция Петергофской дороги. СПб.: Историческая иллюстрация, 2014.

Павлова М. А. Ораниенбаумские тетради. Вып. 3. Дворцовые парки и оранжереи. СПб.: Историческая иллюстрация, 2018.