Свод петровских памятников России и Европы

Нижний парк (Петергоф, С-Петербург)

Местоположение: г. Петергоф, Александрийское ш., ул. Морского Десанта, южный берег Финского залива

Тип памятника: Памятник садово-паркового искусства

Регулярный парк, расположенный ниже берегового уступа (отсюда название), составляет основную часть петергофского дворцово-паркового ансамбля. Территория парка, напоминающая в плане удлинённый треугольник, вытянута с запада на восток. Общая площадь парка – 102,5 га.

Нижний парк разбит в 1714–1723 годах по плану Петра I. В его создании участвовали в петровское время архитекторы И. Ф. Браунштейн, Ж. -Б. Леблон, Н. Микетти, садовые мастера Л. Ван Гарнихфельт, А. Борисов. Документы свидетельствуют, что именно Петру принадлежала идея использования контрастного рельефа побережья для разбивки Нижнего парка и Верхнего сада, строительства Нагорного дворца, Большого каскада и канала. Именно Пётр наметил и первоначальную схему аллей Нижнего парка.

В 1714–1716 годах на территории будущего парка повысили уровень земли и заложили основу планировки: прорыли Большой (Морской) канал и «канальцы», отводившие в залив почвенные воды; укрепили откосом из валунов и булыжников мыс, на котором возводился дворец «Монплезир»»; вели кладку Большого каскада. Одновременно подвозили плодородную землю и начали посадку деревьев на аллеях. В 1720 году для защиты от наводнений насыпали со стороны залива земляной (Марлинский) вал. Характерно, что даже в самый разгар строительных работ Пётр вносил существенные изменения и дополнения в генеральный план и отдельные проекты, приказывал переделывать уже начатое.

Нижний парк сформирован вокруг нескольких доминант и осей, главная из которых – Морской канал. В центре парка у Большого каскада разбиты партерные цветники с симметричными Большими фонтанами (или «Чашами»). С северной стороны партеров в 1723 году были сооружены две «Малые галереи». В восточной был установлен «клокшпиль» - музыкальный инструмент из стеклянных колоколов, которые издавали звуки благодаря текущей воде. У аллей вдоль канала Петр I запланировал устроить 22 «нишельных» фонтана, расположенных в нишах шпалер. В 1724 году были построены четыре из них. Их украшали скульптуры из «эзоповых фабол» на нравоучительные темы. У входа в садовую часть канала был устроен шлюз, который окружали «Кривые галереи».

В дальнейшем эта часть парка пережила несколько изменений. В 1735 году «нишельные» фонтаны, уже без скульптур, были перенесены ближе к каналу. Шлюз и «Кривые галереи» постепенно утратили свою значимость и были разобраны. «Малые галереи» у цветников в 1803 году перестроили по проекту архитектора А. Н. Воронихина в фонтанные колоннады., названные по имени создателя. В 1850-х годах архитектор А. И. Штакеншнейдер дополнил композицию цветников двумя фонтанами в виде полукружных мраморных скамей с золочеными бронзовыми статуями «Нимфы» и «Данаиды». Он же обновил аллею фонтанов вдоль канала, устроив мраморные бассейны и одиночные вертикальные струи.

В западной части доминантой стал дворец «Марли», окруженный Марлинским и Секторальными прудами. С запада «Сад Бахуса» замыкает композицию парка.

На склоне холма – Марлинский каскад («Золотая гора») с мраморными скульптурами и Менажерными фонтанами у подножия. На восток от «Марли» тянется через весь парк одноименная аллея. В 1730-х и 1770-х годах ее дополнили Малибанская и Березовая, которые сформировали своеобразный трезубец. На оси центральной Марлинской аллеи расположены симметричные фонтаны «Ева» (1725–1726) и «Адам» (1721–1722), от которых звездообразно отходят лучи аллей. В этой же части Нижнего парка вблизи берега залива, на искусственном островке построен павильон «Эрмитаж».

Еще в 1720-х годах архитектор Н. Микетти предлагал устроить «Моисееву каскаду» и фонтан «Тритонов», которые составляли бы единую композицию с «Эрмитажем». Однако они так и не были построены, и долгое время павильон не имел «своего» каскада, в отличие от других дворцов. Только в 1801 году этот пробел был заполнен. Архитектор А. Н. Воронихин выполнил проект Эрмитажного (Львиного) каскада из двух полукружных уступов с вазами, из которых били невысокие струи. К середине XIX века каскад сильно обветшал, и архитектор А. И. Штакеншнейдер обновил его. При этом были внесены большие изменения, главное из которых – высокая колоннада.

В восточной части парка на берегу залива находится дворец «Монплезир» с садом. К югу от него устроены Менажерийный пруд (фонтан «Солнце») и два Вольера, сооруженные архитектором Н. Микетти в 1721-1722 годах. Дворец «Монплезир» соединен аллеей с каскадом «Шахматная гора» (бывший «Руинный» или «Каскад драконов»). От него в сторону центральной части расположена Большая оранжерея, а к востоку – фонтан «Пирамида». Оранжерея была предназначена для выращивания экзотических цветов и хранения в зимнее время заморских растений, которые летом расставлялись в горшках и кадках под открытым небом для украшения партеров, фонтанных бассейнов и гротов.

После Петра I расширился комплекс «Монплезира». На месте мыльни и кухни архитектор Ф. Б. Растрелли построил Банный и Екатерининский флигели, Ассамблейный зал и служебные корпуса. Он же переделал сооруженные по проекту И. П. Давыдова и И. Ф. Бланка «Римские» фонтаны. В конце XVIII века были устроены новые фонтаны-шутихи: «Дубок», «Елочки» и «Зонтик». В 1866 году архитектор Э. Л. Ган перестроил Банный корпус в его нынешнем виде.

Несмотря на все изменения и дополнения, Нижний парк сохранил петровский замысел, который угадывается и сейчас. Главное визуальное отличие проявилось при Екатерине II, когда в паркостроении возобладал пейзажный (английский) стиль. Регулярный парк времен Петра I имел геометричную планировку, растения подстригались в виде простых архитектурных форм, а аллеи были огорожены шпалерами. Пейзажный создавал впечатление девственной природы. С 1776 года было запрещено подстригать деревья. Тогда же были проложены несколько извилистых аллей: вдоль берега залива от Марлинского вала до «Эрмитажа» и от Монплезира до будущей Александрии, а также от Марлинского каскада к Песочному пруду.

Парк значительно пострадал от боевых действий в 1941–1944 годах. Восстановительные работы начались уже летом 1944 года, в июне 1945 года он был открыт, а с 1962 года в Нижнем парке регулярно ведутся работы по реставрации парка с восстановлением утраченных малых архитектурных форм, газонов, дорожек, подсадкой и стрижкой деревьев, ремонтом мелиоративной и дренажной системы парка.

Всего в Нижнем парке четыре каскада (Большой каскад, «Золотая гора», «Шахматная гора» и Львиный) и 191 водомет (из них 64 – на Большом каскаде), из которых многие были устроены в петровское время.

В сентябре 2005 года, в Саду Бахуса был установлен памятный знак в честь первого упоминания Петергофа в документах. Это необработанный валун коричневого гранита, который венчает кованый герб Петергофа. На камне укреплена табличка с надписью о первом упоминании Петергофа в «Походном журнале» Петра I: «1705 году сентября в 13-е, то есть в четверток, наша шнау «Мункер» пошла в Питербурх; после полудня 4 часа против Питергофа кинул якорь; в вечеру пришли в Питербурх».

Позднее неподалеку был также установлен памятный знак в честь начала строительства первого строения будущей царской резиденции в Петергофе – деревянного путевого дворца Петра I, не сохранившегося до нашего времени. Памятный знак представляет собой необработанный валун коричневого гранита, на котором закреплена табличка черного цвета со следующей надписью: «На этом месте в начале XVIII века стоял первый деревянный попутный дворец Петра I. Обустройство территории вокруг дворца, названного впоследствии “двор Петра”, явилось началом возведения парадной летней резиденции российских императоров – мировой столицы фонтанов, именуемой Петергофом».

Литература

Архипов Н. И., Раскин А. Г. Петродворец. М.; Л.: Искусство, 1961.

Дубяго Т. В. Русские регулярные сады и парки. Л.: Госстройиздат, 1963.

Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. Л.: Стройиздат, 1983. С. 322–343.

Коренцвит В. А. Ранний план Петергофа из Стокгольмского Национального музея как исторический источник // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник. 1984. Л.: Наука, 1986. С. 497–507.

Раскин А. Г. Петродворец. Дворцы-музеи, парки, фонтаны. Л.: Лениздат, 1988. С. 28–36.

Горбатенко С. Б. Новые страницы ранней истории Петергофа // Невский архив. [Вып. 1]. М.;СПб. ФениксAtheneum, 1993. С. 145158.

Юмангулов В. Я., Хадеева Н. Ю. Скульптура Нижнего парка и Верхнего сада: каталог коллекции. СПб.: ГМЗ «Петергоф», 2015.

Белоусов А. С. К вопросу о датировке собственноручных рисунков Петра I по планировке Петергофа // Европейские маршруты Петра Великого. СПб.: Европейский Дом, 2018. С. 232239.

Петров П. В. Реставрационные работы в Нижнем парке г. Петродворца в начале 1960-х годов // От «царского огорода» к музею-заповеднику. СПб.; ГМЗ «Петергоф», 2018. C. 41-48.

Петровский Петергоф в письмах и бумагах: в 2-х томах. СПб.: ГМЗ «Петергоф», 2022.

Кальницкая Е. Я. Театр придворной жизни: очерки петергофской повседневности. СПб.: Подписные издания, 2023.