Регион:
Авторы:
Местоположение: Москва, Красная площадь
Тип памятника: Архитектурный ансамбль
Лобное место находится на Красной площади против Спасских ворот Кремля. Представляет собой круглое в плане ступенчатое возвышение-помост диаметром 13 м, окружённое оградой. Согласно легенде, сооружено в память об избавлении от нашествия татар в 1521 году. Вероятное время постройки – 1530-е годы. Первое летописное упоминание Лобного места относится к 1549 году, каменного – к 1599-му. Оно имело деревянную решётку и навес на столбах. В 1753 году его реставрировал архитектор Д. В. Ухтомский. Современный вид Лобное место приобрело в 1786 году, когда архитектор М. Ф. Казаков перенёс его восточней и воспроизвёл из дикого тёсаного камня. Деревянную решётку сменил каменный парапет. Вход с западной стороны имеет чугунные ворота-калитку, к которым ведут 11 каменных ступеней.
Согласно наиболее распространённой версии, название памятника происходит от «лба» или «взлобья» – древнего наименования склона к Москве-реке, в начале которого оно расположено. По другой версии, название является переводом еврейского слова Голгофа или греческого «Краниево место», что связано и с крутым, напоминающим череп, возвышением Иерусалимского холма, и с представлением о захороненной в его основании «главы Адама». Подобно Голгофе, Лобное место находится возле городских ворот, рядом с Покровским собором, одно из древних прозваний которого – Иерусалим. Наименее вероятно объяснение, согласно которому на этом месте «рубили лбы» или «складывали лбы».
В XVI–XVII веках оно служило трибуной, с которой зачитывались царские указы, обращались с речами к народу московские государи (отсюда его другое название – Царёво место), возлагались для обозрения мощи святых, сообщалось о начале войны и заключении мира, оглашались имена новых патриархов. С Лобного места впервые показывался народу наследник престола по достижении им 16-летнего возраста. Здесь в 1612 году князь Дмитрий Пожарский объявил об изгнании поляков из Москвы.
Лобное место играло важную роль в церковных обрядах: около него всегда останавливались крестные ходы. Московские митрополиты, а затем патриархи, взойдя на возвышение, благословляли царя, народ и клир. Особую роль Лобное место играло в неделю Ваий, во время праздника Входа Господня в Иерусалим, когда патриарх с духовенством в сопровождении царя и первых лиц государства шествовал ко Входоиерусалимскому приделу Покровского собора, а затем – к устланному сукном и бархатом Лобному месту. Здесь устанавливали аналой с Евангелием и иконы. Стоя на возвышении, патриарх после молитвы раздавал освящённые вербы и пальмовые ветви царю, духовенству и боярам и оттуда ехал «на осляти», ведомом царём, к Успенскому собору. С 1684 по 1693 год Пётр I принимал участие в шествиях вместе со своим единокровным братом и соправителем Иваном V.
Казни на Лобном месте не производились, обычным местом для исполнения приговоров была Болотная набережная. Впервые на Лобном месте в 1682 году был казнён Никита Пустосвят – противник церковной реформы патриарха Никона, инициатор спора о вере в Грановитой палате. В 1685 году официальным местом казней было объявлено место «за Спасскими вороты в Китае на площади против рядов», для чего рядом с Лобным местом был сооружён высокий деревянный сруб эшафот. В 1698–1697 годах здесь, как и во многих других местах Москвы, казнили участников стрелецкого бунта. На этот сюжет В. И. Суриков написал картину «Утро стрелецкой казни». Лобное место на картине занимает первоначальное (до 1786 года) положение.
Мятеж 1698 года был поднят стрельцами четырёх дезертировавших полков, принимавших участие в Азовских походах. Они были недовольны тяжёлыми условиями службы, невыплатой жалованья и переброской полков (вместо возвращения в Москву) к литовской границе. Восставшие намеревались возвести на престол царевну Софью Алексеевну, содержавшуюся под стражей в московском Новодевичьем монастыре. 18 июня 1698 года стрельцы были разбиты в 40 км от Москвы солдатами преданных Петру I регулярных полков. Пётр I, находившийся с Великим посольством в Европе, узнав о мятеже, 25 августа 1698 года вернулся в Россию и принял участие в дознании. Казни продолжались с октября 1698 года до февраля 1699 года. Всего были казнены около 2000 участников бунта, более 600 биты кнутом, клеймены и сосланы. Следствие и наказания продолжались до 1707 года. Стрелецкое войско было расформировано. Царевна Софья Алексеевна пострижена в монахини Новодевичьего монастыря.
Возле Лобного места по указу Петра на четырёхгранном столпе были вывешены чугунные плиты с перечислением преступлений осуждённых стрельцов и текстом приговора. В начале XVIII века около эшафота на специальном щите писались имена приговорённых преступников.
После перенесения столицы из Москвы в Санкт-Петербург Лобное место утратило значение официальной трибуны.
В 1919 году в соответствии с Планом монументальной пропаганды на возвышении Лобного места был установлен деревянный памятник Степану Разину (скульптор С. Т. Конёнков), вскоре демонтированный.
Лобное место является памятником федерального значения и входит в Список всемирного наследия ЮНЕСКО как часть комплекса Московского Кремля и Красной площади.
Снегирёв И. М. Памятники Московской древности, с присовокуплением очерка монументальной истории Москвы и древних видов и планов древней столицы. М., 1842-1845. С. 351-358.
Кондратьев И. К.
Седая старина Москвы. М., 1893. С. 220–227.
Кузнецов И. И. Московский Покровский и святого блаженного Василия, что на рву, собор святые блаженные Василий и Иоанн, Христа ради юродивые, московские чудотворцы, в сем соборе почивающие. Спасские ворота. Лобное место. М., 1914.
Памятники архитектуры Москвы: Кремль. Китай-город. Центральные площади. Изд. 2-е, испр. М., 1983. С. 403.
Романюк С. К. Кремль и Красная площадь. М, 2004. С. 293–300.
Забелин И. Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. М., 2005. С. 310–317.