Свод петровских памятников России и Европы

Летний Сад (С-Петербург)

Местоположение: Санкт-Петербург, Дворцовая наб., наб. р. Фонтанки, наб. р. Мойки, наб. Лебяжьей канавки

Тип памятника: Памятник садово-паркового искусства

Летний сад – памятник садово-паркового искусства первой трети XVIII века – изначально создавался как часть летней царской резиденции, место для которой – на левом берегу Невы, там, где ранее находилось имение шведского офицера Э. Б. фон Коноу – выбрал сам Пётр.

Начало разбивки сада традиционно относят к 1704 году: именно с этого времени царь стал регулярно выписывать семена цветов из славившегося своими садами подмосковного Измайлова, а также кусты и деревья из окрестностей Москвы и даже из-за границы.

2 декабря 1705 года Пётр I писал И. Матвееву из Гродно «о деле фонтанов и подъема воды в Летнем саду» и посылал чертёж «о выглублении (нынешним временем по лду) моего гаванца».

В истории формирования Летнего сада исследователи выделяют несколько этапов. В петровскую эпоху определились границы сада и его первоначальная планировка; были проведены работы по осушению территорию и укреплению почвы; произведена посадка деревьев и сооружены первые фонтаны. Работами под наблюдением Петра I руководил фонтанный мастер И. Матвеев (И. М. Угрюмов): была «перебита» речка и сделана запруда на Безымянном ерике (ныне река Фонтанка), устроен гаванец, проведены мелиоративные работы, подсыпана земля, намечена первоначальная разбивка сада. В его устройстве принимал участие голландский садовник Я. Роозен. Сад проектировался в регулярном стиле – от Невы шли три параллельные аллеи, их пересекали несколько дорожек; сад украшали цветники и зелёные лабиринты, в аптекарском огороде выращивались лекарственные растения и овощи.

В 1710–1712 годах по проекту Д. Трезини был построен двухэтажный каменный Летний дворец, давший саду название. Тогда же вдоль Фонтанки были сооружены «Людские покои» – протяжённое двухэтажное здание, в котором разместили мозаичные панно из Янтарного кабинета, собрание картин, анатомическую коллекцию и библиотеку царя, а также канцелярию его кабинет-секретаря А. В. Макарова.

В 1715-1716 гг. между Невой и рекой Мойкой был сооружён канал, отделявший Летний сад от Потешного луга (ныне Марсово поле) и получивший название «Лебяжий». От Лебяжьего канала прорыли «Поперешный» канал, который не доходил до Фонтанки, заканчиваясь у торца Большой оранжереи. Он был засыпан в 1780-х годах. Территория к северу от него стала называться Первым Летним садом, к югу – Вторым. Третьим Летним садом стали называть территорию южнее реки Мойки, включавшую современный Михайловский сад. Там посадили фруктовые деревья, устроили огород, вырыли пруды, соорудили оранжереи и деревянные беседки. В Третьем саду, на месте, где ныне стоит павильон Михайловского сада, для супруги Петра Екатерины Алексеевны построили небольшой дом, завершённый башенкой с золочёным шпилем – «Золотые хоромы».

Проект благоустройства сада, в 1716 году представленный Ж.-Б. Леблоном, был скорректирован самим Петром. Вдоль Лебяжьего канала устраивался большой цветочный партер с фонтаном в середине, за Поперечным каналом создавался садовый лабиринт, украшенный фонтанами на сюжеты басен Эзопа – масштабная композиция, занявшая главное место в планировке Второго Летнего сада. Был вырыт Карпиев пруд, у Фонтанки сооружены теплицы, разбиты огороды. Работами руководил архитектор М. Г. Земцов.

В Первом Летнем саду на берегу Фонтанки в 1714 году было начато строительство павильона «Грот» по проекту архитектора А. Шлютера, в его сооружении и оформлении также принимали участие архитекторы Г. И. Маттарнови, Н. Микетти, Ж.-Б. Леблон, М. Г. Земцов и живописец Г. Гзель. Стены были отделаны туфом, раковинами, природным камнем.  Оформление павильона завершили к 1725 году.

В 1721–1726 годах на месте, где Лебяжья канавка соединяется с Невой, по чертежу с пометами Петра I были выстроены Новые палаты (Второй Летний дворец). Работами руководили архитекторы С. ван Звитен, и М. Г. Земцов.

Особенностью Летнего сада почти с самого времени его создания стала скульптура – мраморные статуи и бюсты. Со времени своего первого пребывания в Европе Пётр I питал особую страсть к произведениям пластического искусства, до сих пор практически неизвестным в России, и лично заботился о приобретении скульптуры.

Первые произведения могли появиться в Летнем саду уже около 1707–1708 годов, а к 1710 году, по свидетельству датского посланника Ю. Юля, в Летнем саду находилось примерно тридцать статуй и бюстов. В настоящее время к этой коллекции можно отнести парные портретные бюсты короля Яна Собеского и его супруги Марии Казимиры, возможно, созданные ваятелем, известным под условным именем «Мастер Капеллы Котовских», а также три статуи фламандца Т. Квеллинуса, работавшего также для Дании, Северной Германии и Польши, – «Минерва», «Церера» и «Флора» (более известная как «Нимфа Летнего сада»).

Особенно активизировалось приобретение скульптуры для Летнего сада во время второго путешествия Петра I по Европе в 1716-1717 годах. Подавляющее большинство статуй и бюстов, до недавнего времени находившихся в Летнем саду, а ныне замененных копиями и перенесенных в Михайловский замок, было приобретено графом С. Л. Владиславичем-Рагузинским. Выполняя в Европе различные поручения Петра I, в августе 1716 года он писал в Санкт-Петербург о заказе шести мраморных статуй «самой доброй работы». Эти статуи высотой около двух метров, вместе со своими пьедесталами оценивались в 100 золотых дукатов каждая. Стоимость скульптуры вызвала одобрение царя, и он тут же поручил заказать ещё двенадцать подобных фигур. Одновременно Рагузинский покупал на художественном рынке и также заказывал мраморные бюсты. Он даже составил и послал Петру I программу украшения садов скульптурой, как это было принято в Европе. Результатом явилась отправка в апреле 1717 года большой партии произведений искусства из Венеции на корабле «Джон Джудит». В неё входили 23 больших статуи, две лежащие фигуры, четыре статуи или скульптурные группы небольшого размера, семьдесят бюстов, а также колонны и камины. Эта коллекция хорошо документирована альбомом, который Рагузинский представил Петру I при встрече в Дюнкерке в апреле того же года. Этот альбом, хранящийся ныне в Библиотеке РАН, включал в себя зарисовки почти всех скульптур, подготовленных к отправке в Россию, с указанием сюжетов, а также имена их авторов. По-видимому, тогда же царь одобрил деятельность Рагузинского и разрешил ему покупать скульптуру для Санкт-Петербурга по своему выбору. Известно ещё о пяти кораблях, направленных им в Санкт-Петербург. В 1718 году были посланы три статуи большого размера и один антик для Петра I, а также шесть небольших статуй и двенадцать бюстов для царицы Екатерины. В феврале 1719 года в Санкт-Петербург были отправлены три статуи в рост, а в следующем году – ещё две большие статуи и двенадцать бюстов. Наконец, в августе и в сентябре 1722 года прибыло два корабля, снаряженных Рагузинским, которые доставили тринадцать статуй в рост, три меньше натуры, а также две античные статуи. Последние произведения пластики, исполненные в Венеции и тематически связанные с победой России над Швецией в Северной войне, в том числе группа П. Баратта «Мир и Победа» («Мир и Изобилие»), поступили в Санкт-Петербург в 1726 году, после смерти Петра.

Практически все известные венецианские скульпторы того времени так или иначе оказались представлены в богатой коллекции, собранной Рагузинским. Это были мастера старшего поколения (О. Маринали и Г. Мейринг), ваятели, находившиеся в расцвете сил (Дж. Бонацца, Дж. Торретто, А. Тальяпьетра), а также молодой А. Коррадини, ставший позднее европейской знаменитостью. Однако наибольшее число произведений для России исполнили П. Баратта, получивший даже патент на звание первого скульптора царя Московии, и А. Тарсиа. Со временем статуи и бюсты венецианских мастеров попали также в Государственный Эрмитаж, ГМЗ «Петергоф», ГМЗ «Царское Село» и Серпуховский историко-художественный музей.

Следует заметить, что Рагузинский покупал скульптуры также для А. Д. Меншикова. После конфискации имущества «полудержавного властелина» его коллекция сначала поступила в Летний сад, но уже в 1743 году «меншиковские статуи» было приказано перевезти в Царское Село. Их точный состав был забыт, и в летнюю резиденцию Елизаветы Петровны попали также произведения, заказанные для Петра I.

Другим художественным агентом Петра I был Ю. И. Кологривов, ранее изучавший архитектуру в Италии и покупавший картины в Голландии, Фландрии и Франции. В начале 1718 года он приехал в Рим, где начал покупать скульптуру по приказу Петра I. Примерно за полгода им была собрана коллекция, включавшая в себя 33 статуи, 41 бюст, 25 рельефов, которую он отправил в Санкт-Петербург на корабле «Армонт» в середине 1718 года. Это были в основном произведения небольшого размера, которые затем попали в Грот Летнего сада. В начале 1719 года Кологривов предлагал купить целый ряд выдающихся произведений античной и новой скульптуры, в том числе статую Дж. Л. Бернини «Истина». Однако из-за финансовых проблем ему удалось приобрести лишь группу «Амур и Психея», приписываемую ученику Бернини Дж. Ч. Картари (ныне в ГРМ). Большой удачей Кологривова стало приобретение в конце января – начале февраля 1719 года античной статуи, позднее известной как «Венера Таврическая» (ныне – в ГЭ). Найденная без рук и с «отшибленной головой» и отданная на реставрацию, она была конфискована римскими властями, считавшими покупку незаконной. Кологривов писал отчаянные письма в Санкт-Петербург. Они привлекли внимание царя, который поручил переговоры о статуе канцлеру графу Г. И. Головкину и Рагузинскому. Благодаря связям последнего, «Венера» была выдана ему как дар царю от папы Климента ХI в обмен на пропуск католических миссионеров в Китай. Во время переговоров итальянская сторона проявляла интерес к мощам святой Бригитты Шведской, однако они находились в Швеции (а не в Ревеле, как иногда пишут), и получить их было невозможно. В конце концов античная «Венера» была отреставрирована в Риме и привезена с большими предосторожностями в Санкт-Петербург только весной 1721 года. Она оказалась «зело угодна» Петру, распорядившемуся установить её в специальной галерее на берегу Невы. Позднее статую перенесли в Грот, а оттуда в 1801 году она попала в Таврический дворец, откуда и происходит её нынешнее название.

При Петре Летний сад был местом проведения ассамблей, официальных приёмов, балов. 13 августа 1710 года царь в Летнем саду встречал прибывшего в Санкт-Петербург герцога Курляндского Карла Фридриха, жениха царевны Анны Иоановны, будущей императрицы. В саду устраивались празднества по случаю побед России в Северной войне: 28 сентября 1721 года отмечалась очередная годовщина победы при Лесной, 27 сентября 1723 года – Полтавского сражения. 12 октября 1721 года в саду был отпразднован день рождения царского внука великого князя Петра Алексеевича. 29 июня 1723 года, в день своего тезоименитства, император встречал гостей в Летнем саду, 26 августа того же года там отмечалось тезоименитство дочери императора Наталии Петровны-младшей и его внучки великой княжны Наталии Алексеевны. В праздничные дни в саду устраивали иллюминацию: на галереях сооружались пирамиды из свечей, в аллеях на деревьях зажигали китайские фонарики. Заканчивались празднества фейерверком и салютом.

В петровскую эпоху попасть в Летний сад было возможно лишь по приглашению царя. Открытым сад стал при императрице Елизавете Петровне, разрешившей пускать публику «в небытность государыни» в Санкт-Петербурге. В период её царствования деревья подросли и окрепли, исправно действовали фонтаны. Были заново разбиты цветники сложного геометрического рисунка, располагавшиеся вдоль Лебяжьей канавки напротив фасада Второго Летнего дворца. К 1738 году Б. Ф. Растрелли завершил партерную композицию уникальным сооружением – величественным каскадом «Амфитеатр», украшенным фонтанами, скульптурой и резьбой.

К концу XVIII столетия облик сада изменился: были разобраны фонтаны и беседки, павильоны и каскады, оранжереи и «Людские покои». Значительный урон регулярной садовой композиции нанесло наводнение 1777 года. Однако первоначальная планировка, зелёный массив, а также самые значимые постройки – Летний дворец и павильон «Грот», сохранились. В 1799 году по проекту архитектора Г. П. Пильникова на Лебяжьем канале была сооружена каменная терраса. В начале 1801 года император Павел I отдал приказ о разборке Грота, и из него вывезли скульптуру. Однако Александр I приостановил работы, и Грот продолжил своё существование до 1826 года, когда он был перестроен в Кофейный домик по проекту К. И.  Росси.

В 1780–1786 годах по чертежам Ю. М. Фельтена при участии П. Е. Егорова, И. Фока и Д. Вунша со стороны Невы была установлена решётка, ставшая одним из символов Санкт-Петербурга. Законченный вид Невская ограда Летнего сада получила в 1830 году после установки Л. И. Шарлеманем веерообразных кованых завершений.

В память о неудавшемся покушении на Александра II, совершенного в 1866 году Д. В. Каракозовым, на месте главных ворот по проекту архитектора Р. И. Кузьмина была сооружена часовня во имя св. Александра Невского (разобрана в 1931 году). Подлинная композиция ворот Невской ограды была восстановлена лишь во время реставрации 2009-2012 годов.

В XIX веке Летний сад перешёл в ведение городской управы и открылся для публики. С течением времени кроны деревьев перестали постригать, и сад, сохранив регулярную планировку, принял вид пейзажного. В 1826–1827 годах по проекту Л. И. Шарлеманя построили деревянный «Чайный домик» и поставили чугунную ограду со стороны Мойки. Возле неё в 1839 году поставили порфировую вазу – подарок Николаю I от шведского короля Карла XIV Юхана. В 1855 году во французском боскете установили бронзовый памятник И. А. Крылову работы скульптора П. К. Клодта. Постамент монумента украшен горельефами на сюжеты басен Крылова, выполненными по рисункам художника А. А. Агина.

В канун празднования 200-летия Санкт-Петербурга в Летнем саду состоялась «Неделя Петра», открывавшаяся театрализованным представлением «Апофеоз Петра Великого», в котором изображались персонажи петровской эпохи.

После революции Летний сад был объявлен народным достоянием и взят под охрану государства. В 1934 году в Летнем дворце открылся историко-бытовой мемориальный музей. В 1970-х годах на месте Большой оранжереи и боскета «Зелёный кабинет» построили хозяйственный двор, в результате чего была потеряна часть поперечной аллеи, идущей от Фонтанки к Лебяжьему каналу. Всё это время Летний сад оставался открытым для посещения горожан.

В 2004 году Летний сад и Летний дворец переданы в ведение Государственного Русского музея.

Осенью 2009 года сад закрылся на масштабную реконструкцию, завершившуюся к концу 2011 года. В ходе работ была подчеркнута историческая планировка и особенности ландшафтной архитектуры регулярного сада. Были пролечены старовозрастные деревья, появились оформленные в шпалеры кустарники, восстановлены четыре боскета по обеим сторонам Главной аллеи и парадный партер вдоль Лебяжьей канавки в северо-западной части сада. По историческим чертежам воссозданы Малая оранжерея, Голубятня, восемь фонтанов, в числе которых особенно выделяется размерами и архитектурным решением фонтан «Коронный». Воссоздан боскет «Красный сад» – участок южнее Малой оранжереи с аптекарскими, цветочными и огородными растениями, цитрусовыми деревьями в кадках и одноструйным мраморным фонтаном. Музеефикация фонтана «Лакоста» открыла подлинные элементы кирпичной кладки и водоподводящие свинцовые трубы петровского времени. Скульптура Летнего сада была заменена на копии, из оригиналов оставлена лишь композиция «Мир и Победа». Подлинные скульптуры, пройдя процесс реставрации, в настоящее время экспонируются в Михайловском замке. Результаты реконструкции Летнего сада, произведенной в 2009-2011 годах, вызвали противоречивые оценки специалистов и по сей день являются предметом дискуссии.

В 2014 году комиссия Всероссийской программы «Деревья – памятники живой природы» выявила самый старый дуб Летнего сада – свидетеля петровской эпохи. Дереву, которому исполнилось 360 лет, было присвоено звание «памятник живой природы».

Литература

Мацулевич Ж. А. Летний сад и его скульптура. Л: Изогиз ЛО, 1936.

Андросов С. О. Пётр Великий и скульптура Италии = Pietro il Grande e la scultura Italiana. СПб.: АРС, 2004.

Сорокин П. Е. Археологические исследования в Летнем саду в 2005–2006 годах // Петровское время в лицах – 2007. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2007. С. 223–237.

Горбатенко С. Б. Новый образ Летнего сада // Первые Тихоновские чтения. СПб.: Коло, 2012. С. 144-154.

Пунин А. Л. Санкт-Петербург в эпоху Петра Великого. Градостроительное развитие новой столицы России и стилевые особенности петровского барокко. Ч. 1. СПб.: Лики России, 2014. С.55–156.

Коренцвит В. А. Летний сад Петра Великого: рассказ о прошлом и настоящем. М.: Центрполиграф; СПб.: Русская тройка–СПб., 2015.

Новосёлов Н. В. Первые фонтаны Летнего сада и их создатели // Петровское время в лицах – 2015. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2015. С. 330–340.

Ухналёв А. Е. Летний дворец и Летний сад в царствование Петра I. СПб: Коло. 2015.

Хвостова Г. А. За кулисами петровского парадиза, или История скульптуры Летнего сада в XVIII – начале XXI века. СПб.: Дмитрий Буланин, 2017.

Новоселов Н. В., Сорокин П. Е. Фонтанная система Летнего сада по результатам историко-археологического изучения // От царского огорода к музею-заповеднику. СПб.: ГМЗ «Петергоф», 2018.  С.389–398.

Кареева Н. Д., Козлова Т. Д. Летний Дворец. Летний сад. СПб.: Медный всадник, 2023.