Свод петровских памятников России и Европы

Кунсткамера

Местоположение: Санкт-Петербург, Университетская наб., 3

Тип памятника: Памятник гражданской архитектуры

Статус: Памятник федерального значения

Первый в России государственный музей основан Петром I и назван Кунсткамерой (нем. Kunstkammer – палата художеств, собрание редкостей). Личные коллекции царя, приобретённые во время путешествий в Западную Европу, первоначально хранились в Москве, затем – в петербургском Летнем дворце, куда в 1714 году были перевезены царская библиотека, а также анатомические и зоологические коллекции Аптекарского приказа. В 1718 году их разместили в конфискованном доме А. В. Кикина (Кикиных палатах) рядом со Смоляным двором, где они в петровское время были открыты для обозрения.

Строительство специального «каменного дома библиотеки и кунст каморы» на Васильевском острове было начато в июле 1718 года по проекту Г. И. Маттарнови. В петровское время это было самое крупное здание столицы (длина 95 м, ширина 15 м, высота башни 27 м), составлявшее своеобразный ансамбль с башней Адмиралтейства на другом берегу Невы. Здание должно было отвечать замыслу Петра – объединить под одной крышей музей, библиотеку и анатомический театр.

Строительство здания затянулось на многие годы. В 1719 году Маттарнови скончался, и работы продолжил Н. Гербель. К декабрю 1722 года была завершена кладка стен боковых корпусов, в следующем году приступили к возведению каменной башни. В первом этаже здания предполагалось устройство анатомического театра, в третьем — помещения для Готторпского глобуса, подаренного Петру I в 1713 году герцогом Гольштейн-Готторпским Карлом Фридрихом. Ещё до завершения строительства обнаружились конструктивные недостатки, здание дало трещину. Для совещания царь призвал на стройку архитекторов Д. Трезини, Г. Кьявери, Н. Ф. Гербеля, С. фан Звитена, И. Х. Фёрстера, чтобы они «с общего совету предложили, каким образом те столбы и своды можно укрепить и глобус как в том месте поставить». В августе 1724 года Н. Ф. Гербеля сменил Г. Кьявери, который изменил проект и в том же году разобрал верхнюю часть башни, угрожавшую обвалом.

Когда 28 января 1724 года императорским указом была учреждена Петербургская Академия наук, Кунсткамера была передана в её ведение. Это сыграло в судьбе Кунсткамеры решающую роль, превратив её в учреждение, равного которому по постановке научной работы не было в Европе. В Петербургской Академии наук трудились лейб-медик Петра I Л. Л. Блументрост, математик Л. Эйлер, пятеро представителей швейцарцев Бернулли – математики и физики, астроном и картограф Ж. Н. Делиль и другие выдающиеся учёные. С 1741 по 1765 год здесь работал М. В. Ломоносов (мемориальная доска на фасаде здания).

25 августа 1726 года 3,5-метровый Готторпский глобус, доставленный в Санкт-Петербург и с 1717 года хранившийся в амбаре на Большом лугу (Марсово поле), был перевезён через Неву и поднят на третий этаж здания, где также размещалась обсерватория. В 1727 году Кьявери получил отставку и уехал из Санкт-Петербурга. Строительство Кунсткамеры продолжил М. Г. Земцов. Деревянный купол на здании был установлен в 1729 году.

Здание в формах «петровского барокко» состоит из двух однотипных трёхэтажных корпусов, соединённых центральным объёмом сложной в плане конфигурации и увенчанным трёхъярусной башней, имеющей купольное завершение. Двухцветный фасад украшен плоскими лопатками, рустованными на выступающих углах, и неглубокими закруглёнными нишами под окнами.

25 ноября 1728 года произошло открытие в новом здании «Императорской Библиотеки с Кунст и Натураль каморою». Музейные коллекции занимали восточное крыло здания, в его средней части находился Анатомический театр. Западную часть здания занимали учреждения Академии наук. Отделочные работы продолжались до 1734 года. Армиллярная сфера на куполе башни была установлена в начале 1740-х годов.

5 декабря 1747 года сгорели деревянные части здания, крыша, колоннада башни. Пострадали вещи на третьем этаже. Восстановительные работы по проекту И. Я. Шумахера начались в 1751 году, однако только в 1756–1757 годах С. И. Чевакинский завершил восстановление на основе проекта Маттарнови, но без венчающей башни. Беломраморная мемориальная доска на фасаде здания рассказывает об этапах его строительства.

Музей антропологии и этнографии Российской академии наук, который располагается в здании Кунсткамеры, образован в 1879 году в результате объединения Этнографического и Анатомического музеев Петербургской Академии наук. Для него в 1887 году со стороны Таможенного переулка к историческому зданию был пристроен специальный корпус по проекту архитектора Р. Р. Марфельда. Башня с армиллярной сферой, вновь сооружённая лишь в 1947–1948 годах (арх. Р. И. Каплан-Ингель) – один из символов Санкт-Петербурга.

Имя Петра Великого музей получил в 1903 году, в дни празднования 200-летия Санкт-Петербурга. В 1949 году в здании Кунсткамеры открылся музей М. В. Ломоносова. В 2014 году Кунсткамера – памятник истории и архитектуры федерального значения – отметила своё 300-летие. 


Литература

Беляев О. П. Кабинет Петра Великого. СПб., 1800.

Станюкевич Т. В. Кунсткамера Петербургской Академии наук. М.;Л., 1953.

Итс Р. Ф. Кунсткамера. 3-е изд. Л., 1989.

Мейерс Д. Й. Кунсткамера Петра Великого. Нидерландский вклад в создание музея нового типа. // Пётр I и Голландия. Амстердам. 1994. С.

Карпеев Э. П., Шафрановская Т. К. Кунсткамера. СПб., 1996.

Неверов О. ЯИстория основных коллекций Кунсткамеры Петра I // Пётр I и Голландия. Русско-голландские научные и художественные связи в эпоху Петра Великого / Ред. Н. П. Копанева, Р. Кистемакер, А. Офербек. СПб., 1997. С. 9-27.

Калязина Н. В. К истории здания Петровской Кунсткамеры // Пётр и Голландия: Русско-голландские научные и культурные связи в эпоху Петра Великого / Ред. Н.П. Копанева, Р. Кистемакер, А. Овербек. СПб., 1997. С. 58–65.

Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга. Василеостровский район / Под ред. Б. М. Кирикова. СПб., 2006. С. 41–47.

Чистов Ю. К., Резван Е. А., Купина Ю. А., Михайлова Е. А. Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого: Кунсткамера, 295 лет: История, исследования, коллекции. СПб., 2009.