Свод петровских памятников России и Европы

Кунсткамера (С-Петербург)

Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН

Местоположение: Санкт-Петербург, Университетская наб., 3 / Таможенный пер., 1

Тип памятника: Памятник гражданской архитектуры

Первый в России государственный музей основан Петром I и назван Кунсткамерой (нем. Kunstkammer – палата художеств, собрание редкостей). Личные коллекции царя, приобретённые во время путешествий в Западную Европу, первоначально хранились в Москве, затем – в петербургском Летнем дворце, куда в 1714 году были перевезена царская библиотека, а также анатомические и зоологические коллекции Аптекарского приказа. В 1718 году их разместили в конфискованном доме А. В. Кикина (Кикиных палатах) рядом со Смоляным двором, где они были открыты для обозрения.

Первые упоминания о начале строительстве здания для библиотеки и музея относятся к 22 апреля 1718 года и связаны с А. Д. Меншиковым: в этот день он вёл переговоры с подрядчиками, которые должны строить «царского величества дом, в котором быть библиотеке». Строительство специального «каменного дома библиотеки и кунст каморы» на Васильевском острове было начато летом 1718 года по проекту Г. И. Маттарнови.

Строительство затянулось на многие годы. В 1719 году Маттарнови скончался, работы продолжил Н. Ф. Гербель. К декабрю 1722 года была завершена кладка стен боковых корпусов, в следующем году приступили к возведению каменной башни. В первом этаже предполагалось устройство анатомического театра, в третьем — помещения для огромного глобуса диаметром 3,1 метра, преподнесённого Петру I в 1713 году в качестве дипломатического подарка от герцога Гольштейн-Готторпского Карла Фридриха.

В петровское время это было самое крупное здание столицы (длина 95 м, ширина 15 м, высота башни 27 м), составлявшее своеобразный ансамбль с башней Адмиралтейства на другом берегу Невы.

Когда 28 января 1724 года императорским указом была учреждена Петербургская Академия наук, Кунсткамера была передана в её ведение. Это превратило её в учреждение, равного которому по постановке научной работы не было в Европе. В Петербургской Академии наук трудились лейб-медик Петра I Л. Л. Блюментрост, математик Л. Эйлер, астроном и картограф Ж. Н. Делиль и другие выдающиеся учёные. С 1741 по 1765 год здесь работал М. В. Ломоносов.

Уже после смерти Петра I, 25 ноября 1728 года произошло официальное открытие «Императорской Библиотеки с Кунст и Натураль каморою», что полностью соответствовало замыслу царя о создании универсального музея, объединяющего под одной крышей музей, библиотеку, анатомический театр и обсерваторию. Музейные коллекции занимали западное крыло здания, в его средней части находились анатомический театр, Готторпский глобус и обсерватория, восточную часть занимала библиотека.

Ещё до завершения строительства обнаружились конструктивные недостатки, здание дало трещину. Для совещания царь призвал на стройку архитекторов Д. Трезини, Г. Кьявери, Н. Ф. Гербеля, С. фан Звитена, И. Х. Фёрстера, чтобы они «с общего совету предложили, каким образом те столбы и своды можно укрепить и глобус как в том месте поставить». В августе 1724 года Гербеля сменил Кьявери, который изменил проект и в том же году разобрал верхнюю часть башни, угрожавшую обвалом. С 1726 года к проектированию башни для размещения в её верхних ярусах обсерватории приступил прибывший в Петербург астроном Ж. Н. Делиль.

В августе 1726 года Готторпский глобус, доставленный в Санкт-Петербург и с 1717 года хранившийся в амбаре на Большом лугу (Марсово поле), был перевезён через Неву и поднят на третий этаж здания. С 1727 года в новое здание на Васильевском острове начали перевозить и коллекции Кунсткамеры из Кикиных палат.

Г. Кьявери в 1727 году получил отставку и уехал из Санкт-Петербурга; строительство продолжил архитектор М. Г. Земцов. В апреле 1729 г. на фасаде Кунсткамеры начали устанавливать двенадцать деревянных статуй, олицетворявших науки и искусства. Они были выполнены по эскизам М. Г. Земцова мастером Кохом и простояли до начала XIX века. В 1730-е годы на куполе башни была установлена армиллярная сфера.

5 декабря 1747 года сгорели деревянные части здания, крыша и колоннада башни. Восстановительные работы по проекту И. Я. Шумахера начались в 1751 году, и только в 1756–1757 годах архитектор С. И. Чевакинский завершил реконструкцию на основе проекта Маттарнови, но без венчающей башни. После 1758 года в здании велись внутренние работы. Беломраморная мемориальная доска на фасаде здания рассказывает об этапах его строительства.

Уставом Академии наук 1836 года утверждено создание на основе коллекций Кунсткамеры семи самостоятельных академических музеев – Этнографического, Азиатского, Египетского, Анатомического, Зоологического, Ботанического, Минералогического и Кабинета Петра I. Этнографический и Анатомический музеи продолжали находиться в здании Кунсткамеры. 10 ноября 1879 года постановлением Государственного Совета был учрежден Музей антропологии и этнографии, получивший в наследство от Кунсткамеры старейшие этнографические коллекции, многим из которых нет аналогов в музеях Европы и Америки. В 1886 году со стороны Таможенного переулка к историческому зданию Кунсткамеры пристроили специальный двухэтажный корпус по проекту архитектора Р. Р. Марфельда. В 1909 году по проекту архитектора А. В. Друкера был надстроен третий этаж.

Исторический вид зданию Кунсткамеры был возвращен в 1947–1948 годах восстановлением башни по проекту архитектора Р. И. Каплан-Ингеля и установкой на ней армиллярной сферы. Здание в формах «петровского барокко» является одним из символов Санкт-Петербурга и состоит из двух однотипных трёхэтажных корпусов, соединённых центральным объёмом сложной в плане конфигурации и увенчанным трёхъярусной башней, имеющей купольное завершение. Двухцветный фасад украшен плоскими лопатками, рустованными на выступающих углах, и неглубокими закруглёнными нишами под окнами.

Имя Петра Великого музей получил в 1903 году, в дни празднования 200-летия Санкт-Петербурга. В 1949 году в здании Кунсткамеры открылся музей М. В. Ломоносова. 9 июня 2022 года в день 350-летия со дня рождения Петра I в башне Кунсткамеры открылась экспозиция «Петровская Кунсткамера, или Башня знаний», которая воссоздаёт образ универсального музея, каким видел его царь-основатель. На первом этаже, в Круглом зале, представлены экспонаты из ранних коллекций Кунсткамеры, а главные герои – выдающиеся деятели зарождавшейся в XVIII веке российской науки, начиная с самого Петра I. В галерее второго этажа башни разместились предметы из коллекций, собранных во время первых Академических экспедиций и первых российских кругосветных путешествий.

Литература

Беляев О. П. Кабинет Петра Великого. СПб.: Императорская типография, 1800. Липман А. Петровская Кунсткамера. М.;Л.: Издательство Академии наук СССР, 1945.

Каплан-Ингель Р. И. О реставрации здания бывшей Петровской Кунсткамеры (ныне здания института и музея этнографии) // Краткие сообщения Института этнографии. Л., 1947. Вып. 2. С. 90-94.

Станюкевич Т. В. Кунсткамера Петербургской Академии наук. М.;Л.: Издательство Академии наук СССР, 1953.

Итс Р. Ф. Кунсткамера. Изд. 3-е. Л.: Наука, 1989.

Карпеев Э. П., Шафрановская Т. К. Кунсткамера. СПб.: ООО «Алмаз», 1996.

Калязина Н. В. К истории здания Петровской Кунсткамеры // Пётр и Голландия: русско-голландские научные и культурные связи в эпоху Петра Великого: сборник научных трудов. СПб.: Европейский дом, 1997. С. 58–65

Чистов Ю. К., Резван Е. А., Купина Ю. А., Михайлова Е. А. Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого: Кунсткамера, 295 лет: история, исследования, коллекции. СПб.: Petronius, 2009.

Ухналев А. Е. Архитектура и история строительства Кунсткамеры (по материалам Санкт-Петербургского филиала Архива Российской Академии наук) // Кунсткамера. 2020. № 4. С. 65-78.