Свод петровских памятников России и Европы

Галерная гавань Гребного порта (С-Петербург)

Местоположение: Санкт-Петербург, Шкиперский проток, 14а; 20; 21, корп. 1; 23, корп. 2; 25

Тип памятника: Памятник инженерного искусства

Галерная гавань расположена на западном побережье Васильевского острова, выходящем к Финскому заливу. Комплекс включает Большой и Малый бассейны и входной канал длиной более 400 м. Со стороны залива ансамбль фланкируют два кроншпица с фасадами в стиле «петровского барокко» и сигнальными флагштоками.

Начало строительству гавани положил Пётр I своим указом от 23 сентября 1721 года, предписывавшим «для ввода галер сделать гавань на Васильевском острове в протоке». Руководил строительством командующий Галерным флотом вице-адмирал М. Х. Змаевич. Проект, составленный Д. Трезини, включал устройство бассейна (500 х 200 м) и вводного канала (400 х 2 м), выходившего в Финский залив (впоследствии канал стали называть Гаванным или Петровским).

В 1721–1723 годах по сторонам канала при выходе его в залив по проекту Д. Трезини были построены два кроншпица – деревянные подзорные башни со световыми фонарями («маячными огнями») и высокими сигнальными флагштоками. Перед ними со стороны моря поставили пушки – первоначально для обороны гавани, позднее – для подачи сигналов при наводнении.

Осенью 1723 года в Галерную гавань перевели 94 галеры с их временной стоянки на Фонтанке. Через год сюда с Адмиралтейской верфи поступило 90 вновь построенных судов. В ходе строительства к востоку от гавани возникла Галерная слобода, где сначала жили строители, затем семьи матросов.

После смерти Д. Трезини работами в гавани с 1734 года руководил архитектор И. К. Коробов. С 1744 года в них участвовал С. И. Чевакинский, реконструировавший сооружения гавани для галерной верфи и перестроивший галерные сараи. Облицовку берегов канала известняком произвёл в 1750–1754 годах архитектор М. А. Башмаков. Он же в 1754 году возвёл кирпичные кроншпицы, сменившие прежние деревянные. Кроншпицы представляют собой две небольшие квадратные в плане постройки с нарядным убранством фасадов и высокими изогнутыми кровлями, завершёнными фонариками с флагштоками.

Для защиты Галерной гавани от наводнений по берегу залива был сооружён земляной вал, укреплённый сваями и обложенный камнем. На пологих берегах находились стапели для ремонта судов и сараи для их зимнего хранения. До сегодняшнего дня сохранились прямоугольные судоремонтные доки, имевшие приспособления для осушки.

В 1808–1812 годах по проекту архитектора А. Д. Захарова берега канала были укреплены гранитными набережными со спусками. Задуманное Захаровым сооружение Малого бассейна для устройства сухого дока осуществили в 1830-е годы. Его акватория, разделённая дамбой на две части, отделялась от Большого бассейна шлюзами.

Во второй половине XIX века в Галерной гавани проходили испытания новой техники для флота. В 1906 году участок Гребного порта на берегу залива был передан Невскому яхт-клубу (ныне – Спортивный яхт-клуб).

В 1950-х годах проводилась реставрация кроншпицев с воссозданием флагштоков и наличников. Малые бассейны используются спортивным клубом «Галерная гавань». На протяжении последних десятилетий восточный Кроншпиц использовался как спасательная станция. Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС) отреставрировало здание. В 2010 году в восточном Кроншпице открыт Музей спасения на водах. Западный кроншпиц не реставрировался и разительно контрастирует с отреставрированным восточным.

Литература

Позднухов А. В. От галер до гидросамолетов // Ленинградская панорама. 1988. № 2. С. 5–8.

Никитенко Г. Ю., Соболь В. Д. Василеостровский район: энциклопедия улиц С.-Петербурга. СПб.: Белое и черное, 2002. С. 468–470.

Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга. Василеостровский район. СПб.: Коло, 2006. С. 69–74.