Свод петровских памятников России и Европы

Фонтанная система Петергофа

Местоположение: Санкт-Петербург, г. Петергоф, Нижний парк

Тип памятника: Памятник садово-паркового искусства

В неповторимости Петергофа, выделяющей его на фоне других императорских резиденций, главное место по праву отводится фонтанной системе. Ансамбль имеет одну из крупнейших в мире фонтанных систем – 147 действующих фонтанов. История сооружения фонтанной системы и водовода неразрывно связана с историей петергофской резиденции в целом и с именем её основателя Петра I.

На первом этапе строительства Петергофа, начатом в 1714 году под руководством немецкого архитектора на службе у Петра I И. Ф. Браунштейна, велись работы по расчистке территории и подсыпке земли для устройства Нижнего парка и Верхнего сада, укреплению береговой линии, высадке деревьев. Был прорыт Большой канал, соединивший место, намеченное для Большого каскада, с морем. Весной 1715 года приступили к сооружению гротов и террас Большого каскада. Прибывший в 1716 году в Санкт-Петербург французский архитектор Ж.-Б. Леблон расширил Большой канал и предложил «водяной план», ряд элементов которого были в дальнейшем использованы при устройстве петергофских фонтанов. С 1719 по 1723 год проектированием и устройством фонтанов и каскадов занимался итальянский архитектор Н. Микетти.

Важнейший вопрос о снабжении фонтанов водой был решён Петром I. Согласно «Походному журналу», 1 августа 1720 года Пётр «ездил верхом и осматривал на расстоянии 12 верст от Петергофа систему снабжения водой петергофских прудов, каскадов и фонтанов». Речь идет о Ропшинской возвышенности, на склоне которой находились мощные подземные родники. Родилась идея водовода, по которому вода от Ропши пойдёт самотёком за счёт значительной разницы в высоте местности (у Ропши – около 100 м над уровнем моря). По проекту инженера-гидравлика В. Г. Туволкова в течение года был прорыт канал, по которому вода устремилась к Петергофу. Пробный пуск воды в канале состоялся 8 августа 1721 года. В этот день Пётр и Карл Фридрих, герцог Гольштейн-Готторпский будущий зять царя, «кушали» в Ропше у графа Г. И. Головкина, потом «пустили воду» в канал к Петергофу, после чего шли по каналу до Петергофа. 14 августа 1723 года состоялся праздник с приглашением «господ чужестранных министров», для которых царь устроил экскурсию по Петергофу

Заложенная Петром I система водоснабжения петергофских фонтанов действует до настоящего времени. В 1841–1874 годах она была реконструирована под руководством инженера М. И. Пилсудского. Общая длина водопроводящих каналов – 40 км, по ним вода поступает в восемнадцать прудов-накопителей, расположенных на верхнем уступе глинта площадью около 100 га и ёмкостью больше 1 000 300 м3. Для регулирования потока воды построено двадцать два шлюза. От верхних прудов вода по подземным трубам поступает к четырём группам фонтанов и каскадов Нижнего парка.

Большой каскад в основных чертах сохраняет композицию, сложившуюся при Петре I. Перед Большим дворцом устроена терраса, под которой расположен Малый грот. От площадки перед ним спускаются семь каскадных ступеней с водометами и декоративной скульптурой, по сторонам Большого грота с тремя арками. От нижней террасы перед гротом три ступени ведут к ковшу Большого канала. У входа в грот находился фонтан «Кольцо» (заменённый в 1859–1860 фонтаном «Корзинка» по проекту Н. Л. Бенуа). По проложенному от моря Большому каналу можно было вплывать в ковш, для чего соорудили шлюз (его следы сохраняются у первого моста).

Аллегорические скульптуры и барельефы на ступенях каскада, символизирующие события Северной войны и торжество победы России, были выполнены из позолоченного свинца скульптором Б. К Растрелли. По берегам канала в 1723 году по проекту М. Г. Земцова была устроена трельяжная ограда с двадцатью двумя нишами, в которых находились бассейны. В четырёх таких бассейнах были помещены свинцовые скульптурные композиции на темы басен Эзопа, выполненные Н. Пино; в остальных били фонтаны. Современное оформление канала 22 симметричными водометами, бьющими из гранитных круглых бассейнов, выполнено в 1860 году по проекту А. И. Штакеншнейдера. Единственный «фабольный» фонтан, который был восстановлен в 1957 году – «Фаворитный», на тему басни Лафонтена о собачке Фаворитке, не умеющей догнать уточек, плавающих быстрее неё. Он был пущен в сентябре 1725 года, уже после смерти Петра I.

Фонтан «Самсон», напоминающий о Полтавском сражении, происходившем 27 июня 1709 года – в день памяти прп. Сампсония, впервые появился в 1734 году. Скульптуру из позолоченного свинца изваял Б. К. Растрелли. Этот завершающий и главный элемент композиции Большого каскада усилил его значение триумфального памятника, посвящённого выходу России на морские просторы. В 1799–1806 годах вся декоративная скульптура Большого каскада была заменена изваяниями из позолоченной бронзы, выполненными по моделям Ф. Г. Гордеева, Ж. Д. Рашетта, И. П. Прокофьева и других мастеров. Новая скульптура «Самсон, разрывающий пасть льва» создана по модели М. И. Козловского. Всего на каскаде 34 статуи: копии известных античных скульптур и 15 оригинальных работ русских мастеров.

В 1721–1722 годах по проекту Н. Микетти была осуществлена планировка партеров по сторонам Самсониевского ковша с Большими фонтанами. Симметричные и однотипные фонтаны назывались: «Французский» (на восточном партере) и «Итальянский» (на западном), так как над их устройством трудились мастер-гидравлик француз Поль Суалем и фонтанные мастера итальянцы Джованни и Джулиано Бараттини – основные строители фонтанов петровского времени. Марлинский каскад («Золотая гора») был приведён в действие в 1723 году, но его облик позднее был значительно изменён; «Менажерные» фонтаны с полыми струями, подымающимися на 15 м, устроены по чертежу Петра I. В петровское время были открыты фонтаны Монплезирского сада. Каскад «Шахматная гора» при жизни Петра не работал. Четырёхгранный фонтан «Пирамида» из пенящихся струй был закончен по чертежу Н. Микетти в 1724 году. Всего при жизни Петра было устроено 13 крупных фонтанов, в том числе «Адам» в западной части Нижнего парка, со скульптурой Дж. Бонацца, выполненной в 1718 году (симметричный фонтан «Ева» закончен в 1726 году).

Увеличение числа фонтанов и изменение облика старых сооружений происходило на протяжении XVIII–XIX веков. 18 мая 1918 года дворцы и парки Петергофа стали музеем-заповедником. В годы Великой Отечественной войны ансамблю был нанесён колоссальный ущерб. Гитлеровцы находились здесь с 21 сентября 1941 по 19 января 1944 года. За это время были разрушены каскады, вышли из строя подземные водоводные системы, часть каналов, шлюзы. В Нижнем парке вырублены вековые деревья, территория заминирована, искорёжена рвами, блиндажами, дотами. Однако уже 17 июня 1945 года Нижний парк удалось открыть для посетителей. В следующем году вошли в строй первые 38 водомётов. 14 сентября 1947 года поднялся 20-метровый водяной столп над статуей Самсона, похищенной оккупантами и воссозданной по фотографиям скульптором В. Л. Симоновым.

Петергофский дворцово-парковый ансамбль, входящий в состав Государственного музея-заповедника «Петергоф», – памятник градостроительства и архитектуры федерального значения. В 1990 году «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников» (включая Петергоф) стал первым российским объектом, включенным в Список ЮНЕСКО. Петергофские фонтаны всегда считались одной из важнейших и ярчайших достопримечательностей России.

Литература

Раскин А. Г. Душа Петергофа: Фонтаны и каскады. СПб., 1999.

Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга, состоящие под государственной охраной: Справочник. СПб., 2003. С. 509–556.

Ершова И. Е. Фонтанная история Петергофа: Время и лица // История Петербурга. № 1 (53). 2010. С. 92–96.

Старовойтов А. В. Петергофские фонтаны глазами инженера // История Петербурга. № 1 (53). 2010. С. 97–100.

Юмангулов В. Я., Хадеева Н. Ю. Скульптура Нижнего парка и Верхнего сада: Каталог коллекции. СПб., 2015.

Белоусов А. С. К вопросу о датировке собственноручных рисунков Петра I по планировке Петергофа // Европейские маршруты Петра. К 300-летию визита Петра I во Францию. Материалы IX Международного петровского конгресса. Париж-Реймс, 2022 апреля 2017 года. СПб., 2018. С. 232239.