Свод петровских памятников России и Европы

Екатерининский парк

Местоположение: Санкт-Петербург, г. Пушкин, Садовая ул.

Тип памятника: Памятник садово-паркового искусства

Екатерининский парк – памятник садово-паркового искусства федерального значения (площадь 103,4 га) является частью Царскосельской императорской резиденции; получил своё название по находящемуся в нём Екатерининскому (Большому) дворцу; входит в состав Государственного музея-заповедника «Царское Село». Парк состоит из двух частей: регулярного Старого сада и пейзажного Английского парка.

Парк начинался с фруктового сада в Сарской мызе – бывшей шведской усадьбе Сарицгоф (Saritzhoff; фин. Saaris Moisio – возвышенное место). Местность, известная по новгородским переписным книгам с начала XVI века, в петровскую эпоху впервые упоминается в реляциях П. М. Апраксина с театра военных действий на территории Ингерманландии в августе 1702 года. В 1708 году из отвоёванных у шведов землях образована Ингерманландская (с 1710 года – Санкт-Петербургская) губерния, управлять которой Пётр I назначил князя А. Д. Меншикова. В 1710 году Меншиков выделил Сарскую и Славянскую мызы с принадлежавшими им деревнями в собственность супруге Петра Екатерине Алексеевне, устроившей там усадьбу. Постепенно название мызы изменилось, превратившись сначала в Сарское, а затем и в Царское село.

При Екатерине Алексеевне на мызе был небольшой фруктовый сад. Старый (Голландский) сад основал, по преданию, Пётр I. Эта версия содержится в сочинении П. П. Свиньина «Достопамятности Санкт-Петербурга и его окрестностей» (1817): «Пётр I, заезжая иногда сюда прохлаждаться молоком к старой голландке Сарре, пленился местом сим…» и собственноручно насадил платановые и дубовые аллеи.

Старый сад на трёх уступах перед домом Екатерины I в 1718–1720-х годах распланировали голландские паркостроители Ян Роозен и Иоганн (Яган) Каспер Фохт. По мнению исследователей, первый чертёж царскосельского сада был выполнен в 1717 году при участии Петра I, положившего в его основу проект «образцового сада» Ж. Б. Леблона из французской книги по теории и практике садоводства, изданной анонимно учеником Леблона А. Ж. Дезалье-Д’Аржанвилем («La théorie et la pratique du jardinage…». Paris, 1709). На верхней террасе был разбит цветник и посажены шпалерные куртины из стриженного кустарника (теперь здесь устроены два партера, узоры которых образованы из угля, толчёного кирпича и цветного песка).

В те же годы на третьем, нижнем уступе были устроены Зеркальные пруды, а на речке Вангазе – ещё два пруда: Верхний (Большой) и Мельничный (позже вошедший в систему Каскадных, или Нижних, прудов). В 1721 году началось строительство Поперечного, или Рыбного, канала. Участок сада за каналом носил характер «дикой рощи». В 1723 году архитектор И. Х. Фёрстер построил первый деревянный увеселительный павильон (люстгауз) на острове Большого пруда. Наряду с декоративными водоёмами в саду были устроены крытые аллеи и беседки.

Парковая скульптура зачастую старше самого сада. Некоторые из статуй и бюстов Старого сада ранее украшали петербургские сады князя А. Д. Меншикова, графов A. И. Остермана, Р. Г. Лёвенвольде и только после их опалы они оказались в Царском Селе. В 1740-х годах в Старом саду находились двадцать три статуи «из меншиковских», перенесенных из сада Сухопутного шляхетного кадетского корпуса, и из Летнего сада. Почти все скульптуры регулярной части парка относятся к началу XVIII века и являются произведениями известных итальянских скульпторов – П. Баратта, Д. Бонацца, А. Тарсиа, Д. Зорзони. До нашего времени дошла лишь небольшая часть скульптуры, украшавшей парк в XVIII-XIX веках.

В середине XVIII века, при императрице Елизавете Петровне, Старый сад был расширен, перепланирован и украшен мраморной скульптурой. Б. Ф. Растрелли спроектировал павильоны «Эрмитаж» и «Грот», а также Катальную гору (не сохранилась). Большой пруд с расположенным приобрёл форму шестиугольника. В 1770-х годах архитекторы В. И. и И. В. Нееловы построили в Старом саду комплекс Адмиралтейства, Эрмитажную кухню, Верхнюю и Нижнюю ванны. Вдоль северо-восточной границы сада до самых Нижних прудов протянулся Продольный (Каскадный) канал с двенадцатью плотинами.

В царствование Екатерины II интерес к регулярному саду исчезает. К югу от дворца вокруг Большого пруда создаётся пейзажный Английский парк с разнообразными памятниками и павильонами. Тогда же стрижка деревьев в Старом саду была прекращена, и к концу ХVIII столетия регулярная и пейзажная части Екатерининского парка слились в одно целое. В 1865 году на лугу перед Зубовским флигелем Екатерининского дворца, сооружённым в 1779–1785 годах по проекту архитектора Ю. М. Фельтена, был устроен Собственный императорский садик с большим мраморным фонтаном и перголой.

Екатерининский парк сильно пострадал во время Великой Отечественной войны. Многие парковые павильоны были сожжены или разрушены. Во второй половине XX века они были воссозданы по проекту архитектора Н. Е. Тумановой на основании сохранившихся чертежей и исторических документов, в том числе воссозданы черты регулярного сада первой половины XVIII века.

Литература

Вильчковский С. Н. Царское Село. СПб., 1911.

Дубяго Т. В. Русские регулярные сады и парки. Л., 1963.

Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. Л., 1983. С. 14–19, 60–74.

Кючарианц Д. А., Раскин А. Г. Сады и парки дворцовых ансамблей Санкт-Петербурга и пригородов. СПб., 2003. С. 198–257.

Горбатенко С. Б. Петровский царскосельский сад // Плантомания: российский вариант: Материалы XII Царскосельской научной конференции. СПб., 2006 С. 61-86.

Семёнова Г. В. Царское Село: знакомое и незнакомое. М; СПб., 2009.

Макаров Б. С. Голландские садовые мастера в Санкт-Петербурге: Первая половина XVIII века. СПб., 2013.