Свод петровских памятников России и Европы

Дворец «Монплезир» (Петергоф, С-Петербург)

Местоположение: Санкт-Петербург, г. Петергоф, Нижний парк

Тип памятника: Дворцово-парковый ансамбль

Название дворца происходит от французского mon plaisir – «моё удовольствие». Оно встречается на собственноручных рисунках Петра I (он писал «Момплезю») с набросками здания и сада перед ним. Работы были начаты в мае 1714 года с устройства насыпной площадки на берегу Финского залива и подпорной кирпичной стены. К 1716 году завершена центральная часть здания, выделенная шатровой кровлей. Возможно, при строительстве, осуществлявшемся под руководством архитектора И. Ф. Браунштейна, был использован проект А. Шлютера, скончавшегося летом 1714 года. В 1717 году под руководством Ж.-Б. Леблона началось сооружение одноэтажных остеклённых галерей, соединяющих центральный объём с боковыми павильончиками-люстгаузами. Протяжённость фасада составила 73 м. Одновременно велась отделка интерьеров, исключительно разнообразных по декоративному решению. Все изменения в облике дворца осуществлялись по указаниям Петра, присылавшего свои пожелания даже из заграничного путешествия. Работы были завершены в 1723 году.

В центре здания – Парадный зал, перекрытый высоким коробовым сводом высотой около 8 м. Стены покрыты дубовыми панелями, пол из плиток чёрного и белого мрамора, выстланных в шахматном порядке, – работа французского мастера А. Кардасье. Эффектен живописный плафон, выполненный французским живописцем Ф. Пильманом, с падугами, на углах которых расположены рельефные кариатиды работы скульптора Б. К. Растрелли. По сторонам зала – по три небольших помещения: Секретарская, Спальня и Морской кабинет (с запада), Буфетная, Кухня и Китайский, или Лаковый, кабинет (с востока). В отделке интерьеров использованы бело-синие голландские изразцы. В галереях было размещено до двухсот картин голландских и фламандских живописцев. Отделка Лакового кабинета с резными золочёными полочками для фарфоровых изделий («порцелиновой посуды») уникальна росписями в китайском духе на липовых дощечках, покрытых лаком. Роспись панно была закончена русскими мастерами «лакирной команды» в 1722 году.

Сад перед южным фасадом дворца, разбитый на четыре квадратных партера, был устроен в 1714–1716 годах по чертежу Петра I. Фонтан «Сноп» и четыре фонтана-клоша» (фр. cloche – колокол) сооружены в 1721–1723 годах по проекту Н. Микетти. Тогда же в саду установили «диванчики» – фонтаны-шутихи. Первоначально свинцовая, скульптура фонтанов была в 1817 году заменена бронзовыми золочёными статуями по моделям И. П. Мартоса.

Пётр I любил «Монплезир» и нередко останавливался в нём ещё до окончания строительных работ. «Походный журнал Петра Великого» содержит немало записей о посещении Петром дворца. Например, в 1720 году 15 июня он обедал здесь с польским послом. 14 и 16 июля компанию ему составляла только супруга Екатерина Алексеевна. 30 июля, узнав, что она направилась во дворец, государь «сошел с яхты на середине канала и пошел в Монплезир, где его встретила Екатерина у статуи “Адам” и тут изволила жаловать вином». В 1721 году Пётр I посетил «Монплезир» уже 9 января, и летом провёл здесь много дней. Последнее свидетельство о посещении дворца относится к 13 августа 1723 года, хотя император бывал в Петергофе вплоть до октября 1724 года.

С середины XVIII века «Монплезир» стал восприниматься как своего рода петровский мемориал.

Во время Великой Отечественной войны во дворце были уничтожены лаковые панно, изразцы, дубовые панели, повреждена живопись и лепка. С 1946 года началась реставрация фасадов и интерьеров дворца «Монплезир». Воссоздание лаковых росписей осуществлялось палехскими мастерами в 1950-х годах. Восстанавливались резные полочки, сотни изразцов для стен кухни, Секретарской и Морского кабинета. В августе 1958 года после реставрации открылся Парадный зал дворца, летом 1959-го – Лаковый кабинет, а в мае 1961 года большая часть помещений дворца «Монплезир» открылась для посетителей. Окончательно реставрация фасадов и интерьеров дворца завершилась в 1965 году.

Являясь памятником архитектуры федерального значения, дворец «Монплезир» является частью петергофского дворцово-паркового ансамбля, входящего в состав Государственного музея-заповедника «Петергоф». Во дворце представлены личные вещи Петра, полученные им дипломатические подарки, а также картины европейских художников, коллекция китайского фарфора, голландского фаянса и кухонной утвари петровского времени.

В декабре 2023 года дворец закрылся на реставрацию., которая продлится до лета 2027 года

Литература

Архипов Н. И., Раскин А. Г. Петродворец. М.; Л.: Искусство, 1961. С. 91–100, 104–108.

Голдовский Г. Н., Знаменов В. В. Дворец Монплезир в Нижнем парке Петродворца. Л.: Лениздат, 1981.

Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. Л.: Стройиздат, 1983. С. 392–400.

Раскин А. Г. Петродворец. Дворцы-музеи, парки, фонтаны. Л.: Лениздат, 1988. С. 128–141.

Горбатенко С. Б. Петергофский Монплезир – плод немецких ассоциаций Петра I // Россия – Германия. Пространство общения. СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2004. С. 131–145.

Юмангулов В. Я., Хадеева Н. Ю. Скульптура Нижнего парка и Верхнего сада: каталог коллекции. СПб.: ГМЗ «Петергоф», 2015. С. 119–130.

Архипов Н. И. Комплекс дворца Монплезир // Исследования по истории Петергофа. СПб.: ГМЗ «Петергоф», 2016. С. 168–406.

Петровский Петергоф в письмах и бумагах: в 2-х томах. СПб.: ГМЗ «Петергоф», 2022.

Кальницкая Е. Я. Театр придворной жизни: очерки петергофской повседневности. СПб.: Подписные издания, 2023.