Свод петровских памятников России и Европы

Дворец «Марли» (Петергоф, С-Петербург)

Местоположение: Санкт-Петербург, г. Петергоф, Нижний парк

Тип памятника: Дворцово-парковый ансамбль

Название «Марли» связано с воспоминаниями Петра I о посещении им в 1717 году, во время второго заграничного путешествия, приватной усадьбы Людовика XIV Марли-ле-Руа. Дворцово-парковый ансамбль по заказу короля был создан архитектором Ж. Ардуэн-Мансаром. После смерти Людовика XIV в 1715 году дворец в Марли обветшал и в конце XVIII века был снесён. Парк же сохранился и в настоящее время охраняется государством.

В Марли-ле Руа Пётр I впервые побывал 15/26 мая 1717 года. Тогда для него в парке были пущены «все фонтаны и кашкады». В следующий раз Пётр приехал в Марли в том же году 27 мая/7 июня и пробыл там до 30 мая/10 июня – отмечал там свой день рождения. В брошюре русского переводчика книги французского биографа Петра I Ж. Руссе де Мисси (в свою очередь воспроизводящей хронику пребывания царя во Франции, печатавшуюся в газете «Le Nouveau Mercure») читаем: «6 июня, отправился он через Кланьи в Марли, место бывшее успокоением от государственных попечений Короля Людвига XIV, которого приятным и весёлым видом чрезмерно он прельстился. Сильные каскады, фонтаны большие, древесные ходы тенистые, мраморные статуи лучших мастеров привлекли его внимание… Не оставил он обозреть как любитель наук и художеств, водяную машину удивительную, у одного рукава реки Сены построенную, которая воду вверх на 62 сажени поднимает. Прилежно замечал он все ее сложение, огромной величины тридцати фут в диаметре колеса; насосы, водные проводы в Версалию и к Марли идущие».

Петровский «Марли» представляет собой усадебный комплекс в западной части петергофского Нижнего парка. Одновременно с начатым в 1720 году по проекту архитектора И. Ф. Браунштейна строительством дворца – «малых приморских палат» – велись земляные работы на обширной территории. С восточной стороны дворца был вырыт прямоугольный Большой, или Марлинский, пруд, а к западу от него — пруд полуциркульной формы, разделённый на три сектора каменными арочными мостами (отсюда название «Секторальные пруды»). Земля от рытья прудов пошла на устройство искусственного земляного вала по берегу залива протяжённостью 225 м и высотой около 4 м. Под защитой вала между ним и Большим прудом был устроен фруктовый сад. Вал был укреплён кирпичной подпорной стенкой с балюстрадой, оформление которой завершилось в 1724 году. В 1721 году по распоряжению Петра I архитектор Н. Микетти разработал проект каскада к югу от Большого пруда, рядом с которым был устроен партер с так называемыми Менажерными фонтанами. Проект в общих чертах повторял образец каскада в Марли-ле-Руа.

«Малые палаты», сооружённые по проекту Браунштейна, были одноэтажными, но летом 1721 года Пётр распорядился достроить ещё один этаж. Отделка небольшого дворца была полностью завершена осенью 1723 года. Дворец представляет собой кубообразное здание с высокой кровлей, фасады которого оживлены лишь рустованными лопатками, наличниками окон и изысканными по рисунку коваными решётками балконов. Так же скромны интерьеры, в которых только Спальня имела отделку штофом, а стены Чинарного и Дубового кабинетов покрыты деревянными панелями из соответствующих сортов древесины.

Сооружение Марлинского каскада по изменённому Петром проекту Н. Микетти велось в 1722–1723 годах. Первоначальный замысел Петра увенчать каскад скульптурой Геркулеса, поражающего Гидру, не был осуществлён. Строительство каскада завершил архитектор М. Г. Земцов уже в 1731 году. Тогда же ступени были покрыты позолоченными медными листами, почему каскад и получил название «Золотая гора». Украшавшая каскад скульптура из свинца и мрамора в 1870-е годы была заменена ныне существующей мраморной скульптурой XIX века.

«Марли» сохранялся как мемориал Петра Великого – с его личной одеждой, мебелью и посудой. В 1898–1899 годах обветшавшее здание было полностью разобрано, с сохранением всех элементов внутренней и наружной отделки, и установлено на новом укреплённом фундаменте в прежнем виде. Крупные реставрационные работы были проведены в 1901 году после пожара, от которого пострадали дворцовые интерьеры.

Во время Великой Отечественной войны дворец получил тяжелые повреждения от артиллерийских обстрелов. Фасады дворца были восстановлены по проекту архитектора Е. В. Казанской уже к 1955 году. Однако воссоздание интерьеров заняло гораздо больше времени, и дворец был открыт для посетителей после реставрации, проведённой под руководством архитектора А. Э. Гессена, лишь в мае 1982 года. В экспозиции дворца представлены личные вещи Петра I, книги из его библиотеки, собранная императором коллекция живописи.

Литература

Архипов Н. И., Раскин А. Г. Петродворец. М.; Л.: Искусство, 1961. С. 131–142.

Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. Л.: Стройиздат, 1983. С. 428–438.

Раскин А. Г. Петродворец. Дворцы-музеи, парки, фонтаны. Л.: Лениздат, 1988. С. 141–146.

Секарева Е. Р., Степичёва И. А. Марли в Петергофе: историческая мемориальная значимость дворца // Дворцы Романовых как памятники истории и культуры. СПб.: Европейский Дом, 2015. С. 198208.

Горбатенко С. Б. Два Марли // Петровские памятники России и Европы: изучение, сохранение, культурный туризм. СПб.: Европейский Дом, 2016. С. 306–319.

Мезин С. А. Петр I во Франции. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Европейский Дом, 2017.

Петров П. В. Петр I и королевская резиденция в Марли-Ле-Руа: к истории создания дворца и каскада Марли в Петергофе // Европейские маршруты Петра Великого. СПб.: Европейский Дом, 2018. С. 207222.

Петровский Петергоф в письмах и бумагах: в 2-х томах. СПб.: ГМЗ «Петергоф», 2022.

Кальницкая Е. Я. Театр придворной жизни: очерки петергофской повседневности. СПб.: Подписные издания, 2023.