Регион:
Авторы:
Регион:
Авторы:
Местоположение: Красногорский р-н, с. Дмитровское
Тип памятника: Памятник церковной архитектуры
Дмитровское, носившее ранее название Гузеево, впервые упоминается в начале XVI века как вотчина дворян Плещеевых. В 1538 году там уже стояла церковь вмч. Димитрия Солунского, разорённая в Смутное время. В 1627 году церковь восстановили, а в 1628-м село было пожаловано патриарху Филарету. В 1677 году царь Фёдор Алексеевич передал Дмитровское князю Юрию Алексеевичу Долгорукову – усмирителю восстания Степана Разина. После гибели Ю. А. Долгорукова и его сына Михаила, судьи Стрелецкого приказа, от рук восставших стрельцов село в 1682 году было пожаловано патриарху Иоакиму (1621–1690).
Московский патриарх Иоаким, в миру Иван Большой Петрович, происходил из можайской ветви дворянского рода Савёловых. В конце1630-х годов Иван Савёлов женился на Евфимии, в браке с которой имел четырёх детей. В 1649 или в 1650 году Савёлов поступил на рейтарскую службу в полк Исаака ван Бокховена, который являлся своеобразным центром подготовки офицеров армии «нового строя», и в 1653 году получил чин поручика. В 1655 году в чине капитана пешего солдатского полка Юрия Гутцова в составе армии боярина Василия Васильевича Бутурлина Савёлов принимал участие в боевых действиях на Правобережной Украине. Получив известие о смерти жены и детей, И. П. Савёлов в том же году оставил военную службу и принял постриг в Межигорском Преображенском монастыре (разрушен в 1935 году).
В 1657 году грамотой патриарха Никона Иоаким был назначен строителем (настоятелем) Валдайского Иверского монастыря, в 1663-м переведён строителем сначала в Новоиерусалимский Вознесенский, затем в Андреевский монастырь в Москве, откуда перешёл на должность келаря в Новоспасский монастырь. В 1664 году был поставлен архимандритом Чудова монастыря в Московском Кремле, вследствие чего стал близок к царскому двору. В 1672 году был рукоположен в сан митрополита Новгородского и Псковского, в 1674 году возведён на престол Московских патриархов, став девятым и предпоследним патриархом досинодального периода.
В начале царствования Фёдора Алексеевича Иоаким, наряду с боярином Иваном Михайловичем Милославским, был в числе фактических правителей государства. После кончины царя в условиях возникшей смуты по вопросу о престолонаследии патриарх активно поддерживал сторону Нарышкиных, выступал посредником между противоборствующими сторонами и в 1682 году принимал меры для предотвращения стрелецкого восстания.
25 июня 1682 года Иоаким венчал на царство Петра I и Ивана V Алексеевичей, энергично противодействовал планам коронации царевны Софьи Алексеевны, что породило в её окружении планы его низложения. В период острого противостояния Петра I и царевны Софьи в борьбе за власть в 1689 году, стал на сторону молодого царя.
В патриаршество Иоакима были учреждены Холмогорская (Архангельская), Великоустюжская, Воронежская и Тамбовская епархии. При нём в 1677 году был упразднён Монастырский приказ, в 1682 году поместный Собор Русской церкви рассмотрел вопросы о мерах против раскольников, в 1686 году Московскому патриархату присоединилась Киевская митрополия. По его благословению в 1685 году греки Иоанникий и Софроний Лихуды основали в Москве духовное училище при Заиконоспасском монастыре. Иоаким был противником иноземного, главным образом западного, влияния на Православную церковь и русское общество. В 1689 году настоял на высылке из Москвы иезуитов. Перед смертью Иоаким составил духовное завещание, в котором убеждал будущих правителей не сближаться с латинянами, лютеранами, кальвинистами и другими еретиками, не назначать их на высшие должности; призывал запретить строительство любых неправославных молитвенных сооружений, а построенные снести. Погребён патриарх Иоаким в Успенском соборе Московского Кремля.
Ныне существующая кирпичная Дмитровская церковь построена на средства патриарха и освящена в 1699 году самим Иоакимом. Одноглавый двусветный бесстолпный четверик и небольшой южный Никольский придел, завершённый двухъярусной шатровой колокольней, объединены трапезной. В южной стене четверика помещается лестница, ведущая в палатку над приделом и на ярус звона. Храм перекрыт сомкнутым сводом. Углы объёмов обработаны лопатками и пучками колонн, верх четверика опоясан карнизом и рядом кокошников. Навершия наличников окон различны по форме и рисунку. Перед северным перспективным порталом находится крыльцо с арками на кувшинообразных столбах.
Вместо западного крыльца в 1841 году на средства и по инициативе купца Н. Е. Зельина, тогдашнего церковного старосты, была построена паперть с трёхъярусной колокольней в формах классицизма.
В советский период церковь не закрывалась. В 1960 году Димитровская церковь взята под охрану государства как памятник федерального значения. Храм отреставрирован, является патриаршим подворьем.
Смирнов П., свящ. Иоаким, патриарх Московский. М., 1881.
Савёлов Л. М. Род дворян Савёловых. М., 1904.
Машков И. Церковь во имя св. Дмитрия Солунского в селе Дмитровском на реке Истре Московского уезда // Древности: Труды Комиссии по сохранению древних памятников Императорского Московского археологического общества. М., 1908. Т. II. С. 148–152.
Памятники архитектуры Московской области: Иллюстрированный научный каталог/ Под общ. ред. Е. Н. Подъяпольской. Вып. 3. М., 1999. C. 139–140.
Никитин В. Л. Гузеево–Дмитровское // Никитин В. Л., Кутимов В. А., Муртазина С. И. Красногорье. 2003. № 7. С. 11–14.
Патриарх Иоаким и его время: Материалы XI Российской научной конференции, посвященной памяти Святителя Макария. Можайск, 2004.
Седов П. В. Закат Московского царства: Царский двор конца XVII века. СПб., 2006.
Бокарёв А. Церковь Димитрия Солунского в Дмитровском [учётная карточка] // Храмы России [интернет-ресурс]. URL: http://temples.ru/card.php?ID=1535 (дата обращения 10.10.2020).