Свод петровских памятников России и Европы

Ботный дом (С-Петербург)

Местоположение: Санкт-Петербург, Петропавловская крепость

Тип памятника: Памятник гражданской архитектуры

Ботный дом в Петропавловской крепости сооружён в 1761–1765 годах по проекту архитектора А. Ф. Виста. Он находится в восточной части Соборной площади и представляет собой небольшой каменный оштукатуренный павильон с двумя портиками тосканского ордера и высокой фигурной кровлей. Высокие окна с мелкой расстекловкой обрамлены арками с замковыми камнями. Изначально кровлю венчала деревянная статуя «Навигация», в 1826 году её сменила алебастровая скульптура Нептуна работы скульптора Н. А. Токарева, заменённая, в свою очередь, в 1891 году терракотовой женской фигурой с веслом – аллегорией Навигации (скульптор Д. И. Йенсен).

В архитектуре Ботного дома соединились элементы классического ордера с декоративными приёмами барокко. Внутреннее пространство павильона состоит из центрального зала, перекрытого сомкнутым сводом, и двух помещений по его сторонам. Павильон был предназначен для хранения (с 1765 по 1928 год) ботика Петра Великого.

Ботик «Святой Николай», известный как «дедушка русского флота», – один из ключевых символов петровской эпохи. Одномачтовое гребное беспалубное судно (длина 6 м, ширина 1,82 м) было изготовлено из дуба в 1640-е годы английскими мастерами. Ботик был приобретен двоюродным братом деда Петра I боярином Н. И. Романовым для речных прогулок. Пётр нашёл его в 1688 году на Льняном дворе царской усадьбы Измайлово. Особенно поразило молодого царя, что ботик может ходить под парусом против ветра. Судно, названное «Святитель Николай», было отремонтировано и оснащено голландским мастером К. Брандтом. Пётр плавал на нём по Яузе, осваивая навыки кораблевождения. До 1722 года ботик находился в Московском Кремле.

После победы в Северной войне Пётр I решил торжественно перевезти «Дедушку русского флота» в Санкт-Петербург: ботик прибыл в новую столицу 30 мая 1723 года. 11 августа 1723 года на Кронштадтском рейде состоялся парад кораблей Балтийского флота, перед которыми прошёл исторический ботик. На его борту находилось девять человек, командовал генерал-адмирал граф Ф. М. Апраксин, сам Пётр стоял у руля.

Ботик принимал участие в торжественной встрече мощей св. блг. князя Александра Невского, привезённых в Санкт-Петербург 30 августа 1724 года. До постройки Ботного дома (с 1724 по 1766 год) ботик хранился в Государевом бастионе Петропавловской крепости на специальном помосте, украшенном аллегорическими росписями.

В последующих церемониях ботик не спускали на воду, а помещали на борт специального судна: в 1744 и 1745 годах 30 августа – в дни 23-й и 24-й годовщины подписания Ништадтского мирного договора, завершившего Северную войну, в 1803 году – на праздновании 100-летия Санкт-Петербурга, в 1836 году – на морском параде в Кронштадте. В 1872 году по случаю 200-летнего юбилея Петра Великого ботик по железной дороге перевезли в Москву, где демонстрировали на Политехнической выставке.

В 1920-е годы Ботный дом находился в ведении Музея Революции, с начала 1930-х годов – Государственного книжного фонда, использовавшего здание под книжный склад. Ботик в 1928 году был передан в Военно-морской музей (с 2019 года – Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого), где он экспонируется по настоящее время. Ботный дом сильно пострадал от зажигательной бомбы в годы блокады. В феврале 1943 года были проведены работы по укреплению скульптуры «Навигация», защиты окна и двери. В 1954 году здание передали Музею истории Ленинграда (ныне Государственный музей истории Санкт-Петербурга). В 1996–1997 годах были отреставрированы фасады с восстановлением архитектурных деталей XVIII века; здание, изначально имевшее серый цвет, перекрасили в жёлтый цвет. В 1999–2002 годах проведены работы по капитальному ремонту крыши: тогда же была демонтирована скульптура «Навигация» и заменена на копию. Оригинал скульптуры демонстрируется на экспозиции «История Петропавловской крепости» Государственного музея истории Санкт-Петербурга.

К 300-летию Российского флота на судостроительном предприятии «Петрозавод» по старинным технологиям была изготовлена точная копия «дедушки русского флота» (авторы реконструкции А. Л. Ларионов, Е. В. Войшвилло); воссозданное судно участвовало в параде на Неве 26 июля 1996 года. В 1997 году копия ботика установлена в Ботном доме.

Литература

Веселаго Ф. Ф. Дедушка русского флота. 1688–1832 // Русская старина. 1871. Т. 4. № 11. С. 463–482.

Ларионов А. Л., Перовский Е. П., Афанасьев С. И. Ботик Петра Великого и его модель-реконструкция // Труды Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Вып. 2. СПб.: ГМИ СПб, 1997. С. 78–87.

Петропавловская крепость: Страницы истории. СПб., 2001.

Памятники архитектуры и истории Санкт-Петербурга: Петроградский район. СПб.: Коло, 2004. С. 83–85.

Малиновский К. В. Санкт-Петербург XVIII века. СПб.: Крига, 2008. С. 25–27.

Карпенко И. А. Петропавловская крепость в 1941–1945 годах // Труды Государственного музея истории Санкт-Петербурга. СПб.: ГМИ СПб, 2010. С. 146–156.

Петропавловская крепость. СПб.: ГМИ СПб, 2011.

Степанов С. Д. Памятники истории и культуры на территории Петропавловской крепости: архитектурно-археологический каталог. СПб.: ГМИ СПб, 2021.

Ботик Петра I – «дедушка русского флота» // https://navalmuseum.ru/collection/ship/modeli?id=83 (дата обращения 12.07.2023).