Свод петровских памятников России и Европы

Большой Петергофский Дворец (С-Петербург)

Местоположение: Петергоф, Разводная ул., 2

Тип памятника: Дворцово-парковый ансамбль

<p>
     Местность, где Пётр решил создать свою парадную резиденцию, впервые упоминается в переписке царя и его приближённых: 12 марта 1704 года генерал князь А. И. Репнин сообщал А. Д. Меншикову о своем нездоровье и пребывании в Поповой мызе. 14 апреля сам царь писал из Санкт-Петербурга П. М. Апраксину, что А. И. Репнин лежит больной в Поповой мызе «верстах в 30 отсель». 30 апреля 1710 года с борта своей шнявы «Лизета» царь поручал А. В. Кикину передать Л. Думашеву, «чтоб он у Поповой мызы на Гаване зделал хоромцы против приложенного при сём чертеже». В течение 1710 года в Поповой мызе уже велось «полатное строение», т.е. постройка каменного дворца: 13 января 1711 года царь указал А. Д. Меншикову «в Попове мызе полаты доделать».
</p>
<p>
     Сопоставление шведских карт конца XVII века и межевых документов 1710 года позволяет предположить, что Попова мыза – это будущий Петергоф.
</p>
<p>
     Первые так называемые Верхние (Нагорные) палаты в Петергофе с 1710 года строились, предположительно, по проекту итальянского архитектора Ф. Фонтана. Вероятно, расположение дворца на границе Верхнего сада и Нижнего парка определил сам Пётр. С начала 1715 года строительство велось немецким зодчим И. Ф. Браунштейном. Одновременно с Верхними палатами к северу от дворца началось устройство Большого каскада, а к югу – Верхнего сада. С осени 1716 года работы в Петергофе возглавил Ж.-Б. Леблон. По его проекту была перестроена центральная часть Верхних палат, и началась отделка интерьеров.
</p>
<p>
     Первое дошедшее до нас изображение Верхних палат – гравюра А. И. Ростовцева – датируется 1717 годом. Каменный дворец представлял собой двухэтажное здание с высокой кровлей, двумя ризалитами и центральной частью, выделенной фронтоном и украшенной пилястрами с коринфскими капителями. Протяжённость фасада здания была равна ширине Большого каскада.
</p>
<p>
     В августе 1721 года Пётр задумал масштабную строительную программу в Петергофе. Верхние палаты были возобновлены по проекту итальянского архитектора Н. Микетти, расширившего здание пристройкой симметричных флигелей, соединённых с главным корпусом галереями. В 1723 году строительные работы были завершены, получил декоративную отделку центральный зал с французскими шпалерами и картинами, живописный плафон был дописан Б. Тарсиа в 1726 году, уже после смерти Петра I.
</p>
<p>
     В 1749–1751 годах Верхние палаты были полностью перестроены по проекту Ф.-Б. Растрелли и получили название Большого Петергофского дворца. При этом «палаты» петровского времени оказались встроенными в новый дворец. Отделка интерьеров изменялась в 1760-е годы под руководством архитектора Ж.-Б. Валлен-Деламота и в 1770-е годы – Ю. М. Фельтена.
</p>
<p>
     Несмотря на более поздние перестройки, произведённые в восточном (садовом) флигеле дворца в 1840-х годах архитектором А. И. Штакеншнейдером, в центральной части здания вплоть до самой Великой Отечественной войны сохранялись два леблоновских интерьера: Дубовая лестница и Кабинет Петра I, декорированный дубовыми резными панно по эскизам французского скульптора Н. Пино. Императрица Елизавета Петровна потребовала сохранять Кабинет Петра в неизменном виде – в память об отце и первом императоре. В кабинете сохранялись некоторые личные вещи Петра.
</p>
<p>
     В 1941–1944 годах дворец был варварски разрушен, центральная его часть почти полностью уничтожена. С 1944 по 1949 годы было разработано несколько проектов воссоздания дворца, но все они были отвергнуты, поскольку в той или иной степени допускали перепланировку исторических помещений. Восстановительные работы по утвержденному проекту архитекторов В. М. Савкова и Е. В. Казанской велись с лета 1951 года. Уже через год были разобраны завалы, восстановлена кирпичная кладка, положены металлические балки перекрытий, а также восстановлена конструкция кровли центрального корпуса дворца. Фасады и кровля дворца были полностью восстановлены к 1958 году, после чего началось воссоздание отделки интерьеров. В мае 1964 года открылись для посетителей первые четыре отреставрированных зала дворца. В последующие годы регулярно открывались после реставрации новые дворцовые помещения. Полное восстановление архитектурного памятника завершилось в июле 2011 года открытием Церковного корпуса с воссозданием интерьеров Петропавловского храма.
</p>

Литература

Архипов Н. И., Раскин А. Г. Петродворец. М.; Л.: Искусство, 1961. С. 39–52.

Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. Л.: Стройиздат, 1983. С. 344–371.

Гуревич И. М. Петродворец. Большой дворец. Л.: Лениздат, 1988.

Раскин А. Г. Петродворец: Дворцы-музеи, парки, фонтаны. Л.: Лениздат, 1984.

Горбатенко С. Б. Новые страницы ранней истории Петергофа // Невский архив. [Вып. 1]. М.; СПб.: Феникс–Atheneum, 1993. С. 145–158.

Анисимов Е. В., Королёва Т. О., Горбатенко С. Б. Императорские резиденции Петергофской дороги (история Петергофской дороги, Стрельна, Петергоф, Ораниенбаум. СПб.: Абрис, 2008.

Петров П. В. Первый этап восстановления Большого Петергофского дворца (1944–1964 годы) // Дворцы и события: к 300-летию Большого Петергофского дворца. СПб., 2016. С. 115–125.

Белоусов А. С. К вопросу о датировке собственноручных рисунков Петра I по планировке Петергофа // Европейские маршруты Петра Великого. СПб.: Европейский Дом, 2018. С. 232–239.

Горбатенко С. Б. Петергофская дорога: историко-архитектурный путеводитель. [Изд. 5-е, испр. и доп.] СПб.: Историческая иллюстрация, 2022.

Петровский Петергоф в письмах и бумагах: в 2-х томах. СПб.: ГМЗ «Петергоф», 2022.

Кальницкая Е. Я. Театр придворной жизни: очерки петергофской повседневности. СПб.: Подписные издания, 2023.