Местоположение: Санкт-Петербург, Через р. Неву, между Тульской ул. и Красногвардейской пл.
Тип памятника: Памятник инженерного искусства
Мост Императора Петра Великого (ныне Большеохтинский) сооружён в той части Санкт-Петербурга, которая связана с событиями, предшествовавшими основанию города. На правом берегу Невы, на мысу, образованном впадающей в Неву рекой Охтой, находилась шведская крепость Ниеншанц (швед. Nyenskans), защищавшая город Ниен, – крупнейшее поселение, существовавшее на территории нынешнего Санкт-Петербурга.
Взятие русской осадной армией под началом генерал-фельдмаршала Б. П. Шереметева 1 мая 1703 года Ниеншанца, переименованного в Шлотбург (нидерл. Slotburg – замо́к-город), предопределило выход русского войска в устье Невы и основание Санкт-Петербурга. К 1725 году на оставшейся части посада Шлотбурга были размещены Охтинские Переведенские слободы, где селились те, кого переводили на жительство в Санкт-Петербург. Фрагменты укреплений шведского поселения сохранялись примерно до 1740-х годов. На месте одного из бастионов фортеции открыт памятный знак «Крепость Ниеншанц».
Закладка моста произошла 26 июня 1909 года, в дни празднования 200-летия Полтавской победы. На порталах арочных ферм помещены надписи, указывающие годы строительства: «1908 – Мост Императора Петра Великого – 1911». На самом деле строительные работы продолжались до 1913 года.
Необходимость переправы, которая связала бы район Смольного с Охтинскими слободами, возникшими на месте разорённого Ниеншанца и шведского города Ниена, была очевидна уже в 1820-е годы. До постройки моста здесь существовала паромная переправа. Обсуждение вопроса в Городской думе затянулось с 1887 до 1901 года, когда был объявлен международный конкурс на строительство нового моста. В течение года на обсуждение поступило шестнадцать проектов, в том числе из Франции, Голландии, Испании, США и Австро-Венгрии. Ни один из них не был признан удовлетворительным, а для дальнейшей разработки принят внеконкурсный проект под названием «Свобода судоходству».
Авторы проекта – профессор Николаевской инженерной академии полковник Г. Г. Кривошеин и военный инженер подполковник В. П. Апышков – предложили конструкцию из трёх пролётов: центрального разводного и двух боковых, проезжая часть которых подвешивалась к протяжённым арочным фермам. Доработанный проект утвердили в сентябре 1907 года.
Договор на строительство моста был заключён 7 июля 1908 года с варшавской фирмой «К. Рузский и К˚». 48-метровый разводной пролёт с механизмом, позволяющим раскрыть створки моста за две минуты, выполнен на Петербургском металлическом заводе. Это первый из мостов через Неву, где разводка осуществлялась в центральной части. Неподвижные боковые пролёты длиной по 136 м считались тогда крупнейшими в Европе.
Открытие моста состоялось 26 октября 1911 года. Его постройка обошлась в 4,4 млн. рублей. Две ажурные фермы высотой 22,6 м и массивные башни-маяки разводного пролёта моста стали своеобразной доминантой этого района города. На облицованных колотым гранитом башнях на южной стороне разводного пролёта укреплено шесть памятных досок, сообщающих имена авторов проекта и строителей моста, а также основные технические данные. Длина моста – 339,2 м, ширина – 23,4 м. Масса всех металлоконструкций 8 920 т.
Мост стал объектом городского фольклора: существует легенда, будто одна из миллиона заклёпок на мостовых конструкциях отлита из чистого золота, но закрашена.
Первые ремонтные работы на мосту проводились в 1971 году. Капитальный ремонт, начатый в 1991, закончился в 1997 году. Тогда же на мосту восстановили надпись «Мост императора Петра Великого». На въездах были сооружены путепроводы над проезжей частью набережных: на правом берегу в 1983-м, на левом – в 2000 году. Тогда же была введена в строй эффектная художественная подсветка моста, в которой задействовано 1 300 ламп, фонарей и прожекторов.
Мост является памятником градостроительства и архитектуры регионального значения. Название Большеохтинского, которое он носит с 1918 года, не совсем соответствует реалиям. Охтинский мыс, к которому ведёт мост, – это левый берег Охты, именуемый Малая Охта.
Бунин М. С. Мосты Ленинграда: Очерки истории и архитектуры мостов Петербурга – Петрограда - Ленинграда. Л.: Стройиздат, 1986.
Мемориальные доски Санкт-Петербурга: справочник. СПб.: Арт-бюро, 1999. С. 398–401.
Шарымов А. М. Предыстория Санкт-Петербурга. 1703 год. СПб.: Геликон Плюс, 2021.