Свод петровских памятников России и Европы

Богоявленский монастырь (Москва)

Богоявленский что за Торгом, за Ветошным рядом, монастырь

Местоположение: Москва, Богоявленский пр., 2 (м. «Площадь Революции»)

Тип памятника: Архитектурный ансамбль, Памятник церковной архитектуры

Богоявленский монастырь находится в историческом районе Китай-город, в самом центре Москвы. Временем основания обители принято считать 1296 год, а его основателем называют князя Даниила Московского – младшего сына Александра Невского. Около 1313 года в обители принял монашеский постриг Алексий, будущий митрополит Киевский и всея Руси. Тогда же в монастыре подвизался брат Сергия Радонежского Стефан – духовник московских государей Симеона Гордого и Ивана II Красного. Здесь погребены отец митрополита Алексия боярин Фёдор Бяконт (родоначальник Плещеевых), а также бояре Вельяминовы, Воронцовы и представители других древнейших московских боярских родов. В 1340 году московский тысяцкий, «старейшина града» Протасий Вельяминов заложил в монастыре один из первых каменных храмов города (не сохранился; недавно в процессе раскопок обнаружены его фрагменты). По преданию, в 1382 году хан Тохтамыш во время своего нашествия на Москву не смог сжечь этот храм.

В 1568 году в Богоявленском монастыре до ссылки в Тверь содержался митрополит Московский Филипп, обличитель опричнины. По другим сведениям, он содержался в соседнем Николо-Греческом монастыре.

Новый расцвет монастыря пришёлся на вторую половину XVII – начало XVIII века. В 1672 году боярыня Ксения Репнина подарила ему обширный двор, примыкавший к монастырю с севера, что вдвое увеличило территорию обители и дало ей выход на Никольскую улицу. Монастырь стал двухчастным: в южной части стоял соборный храм, по периметру – настоятельские покои и братские кельи, в северной располагались хозяйственные помещения и надвратная церковь.

В 1685 году греческие монахи-просветители, выпускники Падуанского университета братья Иоанникий и Софроний Лихуды основали в Богоявленском монастыре знаменитую школу – предшественницу Славяно-греко-латинской академии. В 1687 году школа переехала в соседний Заиконоспасский монастырь.

В 1692 –1696 годах, при архимандрите Никифоре, на месте прежнего храма возведён существующий Богоявленский собор в стиле «нарышкинского барокко». Освятил собор патриарх Адриан. Ярусный храм с трапезной, окружённый галереей, стал одной из доминант Китай-города. Кирпичные стены украшены белокаменными тонко профилированными карнизами, колонками и наличниками. Западный торец трапезной оформлен «голландским» фронтоном. Вероятно, в те же годы возводятся в камне Братский и Настоятельский корпуса, сохранившиеся в перестроенном виде.

Монастырское строительство финансировали родственники князя Юрия Алексеевича Долгорукова – воеводы середины XVII века, погибшего от рук стрельцов в мятеж 1682 года, а также родственники князя Михаила Андреевича Голицына. Оба князя погребены в соборе. В приделе Алексия Митрополита сохранилась эпитафия супруги Ю. В. Долгорукова, боярыни княгини Елены Васильевны.

В XVIII столетии Богоявленский собор оставался усыпальницей этих и других знатных родов – Юсуповых, Репниных, Щербатовых, Шереметевых, Брюсов, Меншиковых. Погребения совершались в нижней тёплой церкви во имя Казанской иконы Божией Матери с приделами Алексия Митрополита, Феодосия Черниговского, Георгия Победоносца. Всего в нижней церкви-усыпальнице находилось более 150 захоронений.

Из документов Посольского приказа известно, что в августе 1704 года в Москву прибыли «трое арапов малых ребят» (один из них был Абрам) и остановились в Богоявленском монастыре. Возможно, речь шла о будущем «арапе Петра Великого», прадеде А. С. Пушкина А. П. Ганнибале.

В 1704 –1705 годах собор украшали мастера швейцаро-итальянской артели под руководством Джованни Марии Фонтаны (по другим версиям – под руководством Франческо Фонтаны или Джованни Франческо Росси). В интерьере верхнего храма сохранились фрагменты алебастрового скульптурного убранства – горельефы «Коронование Богоматери» (над аркой, соединяющей храм и трапезную), «Рождество Христово» (над южными дверями) и «Богоявление Господне» (над северными).

В 1709 –1712 годах архимандритом Богоявленского монастыря был Игнатий (Смола). После проведённой по указу Петра I реформы, в результате которой доходы монастырей стали поступать в Монастырский приказ, Игнатий обращался к Петру I с просьбой повысить содержание монахам своей обители, но получил отказ. C 1721 года Игнатий, уже в сане митрополита Крутицкого, находился под следствием по обвинению «в оказывании чести и разных услуг» инокине Елене, бывшей царице Евдокии Фёдоровне, первой жене Петра I.

Постепенно Богоявленский собор стал одним из некрополей «птенцов гнезда Петрова». В 1730 году в соборе погребён генерал-фельдмаршал князь Михаил Михайлович Голицын–старший – герой Нотебурга, Лесной, Полтавы, Гангута и Гренгама. Надгробие работы известного французского скульптора Ж. А. Гудона представляло собой плоский пристенный пирамидальный обелиск с горельефной фигурой крылатого Марса. Верхнюю часть обелиска и лицевую грань пьедестала заполняли надписи на латинском и русском языках. По сторонам обелиска стояли металлические кипарисы – символы вечности.

В том же году в Казанской церкви похоронили товарища детства Петра I, генерал-майора князя Григория Дмитриевича Юсупова – участника Азовских и Персидского походов, многих сражений Северной войны.

В 1739 году в соборной колокольне устроен придел страстт. Бориса и Глеба в память князя Бориса Алексеевича Голицына – воспитателя Петра I, окончившего жизнь монахом Флорищевой пустыни. Б. А. Голицын жил поблизости – на месте современного дома 4 по Никольской улице (сохранились подвальные части его палат). Впоследствии придел переосвящён во имя Нерукотворного Образа Спасителя.

В приделе вмч. Георгия Победоносца погребены граф Александр Романович Брюс (†1760) и его вторая жена Екатерина Алексеевна (†1747), урождённая княжна Долгорукова, вторая невеста императора Петра II.

В усыпальнице князей Голицыных упокоился генерал-аншеф светлейший князь Александр Александрович Меншиков (1714 –1764), сын Александра Даниловича Меншикова, возвращённый из ссылки в царствование Анны Иоанновны. Он был женат на Елизавете Петровне, урождённой княжне Голицыной, дочери князя Петра Алексеевича Голицына – дипломата, архангелогородского, рижского и киевского губернатора, сенатора, родного брата Бориса Алексеевича Голицына.

В Богоявленском соборе в 1764 году погребён генерал-адмирал князь Михаил Михайлович Голицын-младший, переживший почти всех сподвижников Петра.

В 1905 году монастырь, вопреки протестам общественности, снёс церковь Рождества Иоанна Предтечи над воротами второго двора, а на самом дворе построил доходный дом.

В 1919 году монастырь закрыли, в 1920-е годы снесли многие его постройки. Собор закрыли в 1929 году и использовали под общежитие, склад, производственный цех, типографию. Некрополь, представлявший не только историческую, но и художественную ценность, почти полностью уничтожили. В нижнем храме видны места примыкания надгробных плит и памятников к стенам. Некоторые надгробные памятники (в том числе боярина Фёдора Бяконта) перевезли в Донской монастырь, бывший в советские годы Музеем архитектуры.

После Великой Отечественной войны на монастырской территории построили административное здание для НКВД. Богоявленский собор был передан Государственному русскому хору имени А. В. Свешникова под репетиционное помещение.

В 1991 году собор возвращён Церкви, тогда же освящена нижняя Казанская церковь с приделом свт. Алексия, митрополита Московского. В 1996 году специалисты реставрационного производственного объединения «Новый камень» отреставрировали и воссоздали в интерьере собора горельефы начала XVIII века. Под алтарём Казанской церкви археологи раскрыли остатки собора XIV века и оборудовали лапидарий, включающий несколько саркофагов и надгробных плит XV–XVIII веков.

В 1998 году патриарх Алексий II освятил главный Богоявленский престол с приделом свмч. Владимира, митрополита Киевского. В ходе длительной реставрации Богоявленскому собору, памятнику федерального значения, возвращён прежний вид. В 2007 году в Богоявленском проезде установлен памятник братьям Лихудам.

Литература

Снегирёв И. М. Богоявленский монастырь в Москве, на Никольской улице. М., 1864.

Никодим (Белокуров), еп. Описание Московского Богоявленского монастыря. М., 1877.

Дмитриев Д. С. Исторический очерк Московского Богоявленского первоклассного монастыря. М., 1902.
Памятники архитектуры Москвы: Кремль. Китай-город. Центральные площади. М., 1982. С. 419–420.

Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. I: Кремль и монастыри. М., 1992. С. 161–165.

Романюк С. К. Москва. Китай-город: Путеводитель. М., 2007. С. 135–141.

Топычканов А. В. Храм Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря. М., 2009