Страна:

Свод петровских памятников России и Европы

Церковь св. Параскевы Пятницы

Пятницкая церковь, Пятницкая церковь на Лоточке

Местоположение: Литва, Вильнюс, ул. Диджёйи, 2 / Lietuva, Vilnius, Didžioji g., 2

Тип памятника: Памятник церковной архитектуры

Окруженная деревьями православная Пятницкая церковь находится в Старом городе на пересечении улиц Замковой (Пилес), Большой (Диджёйи) и Лоточек (Латако), на небольшой треугольной площади, которая в старину была торговой и по-русски называлась Лоточек.

На наружных стенах небольшой церкви в византийском стиле укреплены шесть мраморных мемориальных досок. Одна из них, повешенная в 1865 г. приказом губернатора М.Н. Муравьева, гласит: «Въ сей Церкви / Императоръ ПЕТРЪ Великiй / въ 1705 г. слушалъ / благодарственное / молебствiе / за одержанную победу / надъ войсками Карла XII, / подарилъ ей знамя, / отнятое въ той побѣдѣ / у Шведовъ, / и крестилъ въ ней / Африканца Ганнибала, / дѣда знаменитаго / поэта нашего / А.С. Пушкина.» (Ганнибал ошибочно назван дедом, а не прадедом поэта). Нынешняя церковь построена в 1864-1865 гг., тогда же появились мемориальные доски на её фасадах.

Согласно преданию, первая Пятницкая церковь построена 1345 г. на месте языческого капища по настоянию первой супруги великого князя литовского Ольгерда (Альгирдаса). В этой церкви были крещены в православие трое приближенных князя Ольгреда с христианскими именами Антоний, Иоанн и Евстафий. По приказу того же Ольгерда 1347 году они приняли мученическую смерть и канонизированы Православной Церковью как Виленские мученики. Их мощи покоятся в соборе Свято-Духова монастыря (См. №…)

Церковь горела в 1557 и в 1610 г. В 1611 г. передана униатам, а 1655 г., когда в ходе Русско-польской войны 1664-1667 гг. литовская столица временно перешла к России, Пятницкаяя церковь была возвращена православным.

Пётр бывал в церкви во время посещения Вильны в 1705, 1707 и 1708 годах. Согласно Флавиану Николаевичу Добрянскому (1848-1919), русскому филологу и историку: «В Пятницкой церкви Петр крестил африканца Ганнибала, деда знаменитого поэта А.С. Пушкина. В этой же церкви, в другой свой приезд в Вильну, он присутствовал за благодарственным молебном по случаю одержанной победы над шведами и подарил церкви знамя, отнятое у шведов».

Знамя, дарованное церкви Петром, в 1822 г. по распоряжению князя Адама Чарторыйского было перенесено в его родовое имение Пулавы для первого в Польше художественного и исторического музея, созданного в 1801 г. княгиней Изабеллой Чарторыйской.

Сведения о крещении в Пятницкой церкви «арапа Петра Великого» документально не подтверждены. Пушкин в своей биографии писал о прадеде с материнской стороны: «Государь крестил маленького Ибрагима в Вильне, в 1707 году, с польской королевою, супругою Августа, и дал ему фамилию Ганибал. В крещении наименован он был Петром; но как он плакал и не хотел носить нового имени, то до самой смерти назывался Абрамом» (Пушкин, с.76).

Даты крещения на мемориальной доске (1705) и в автобиографии Пушкина (1707) разнятся. Петр посещал Вильну и в 1705, и в 1707 гг., поэтому любая из дат, на первый взгляд, может соответствовать действительности. Однако первая восходит к каким-то местным данным. Н.К. Телетова считает, что к местным архивам (с.62-63). Однако, это могла быть и какая-то мемориальная доска, хранившаяся в старой церкви до ее перестройки в 1864-65 гг. Эта дата имеет независимое подтверждение в собственноручном посвящении Екатерине I на рукописной книге Ганнибала «Геометрия и фортификация», датируемом 1726 годом (Абрам Петров, с.3-4). В 1860-е гг. это посвящение  в пушкиноведении не было известно, что дает возможность признать 1705 год годом крещения. Указание на 1707 г. восходит посмертной «немецкой биографии» Ганнибала, написанной в 1786/87 гг. его зятем, А.К. Роткирхом (перевод которой выполнял сам Пушкин), т.е. к источнику значительно менее надежному.

По расчетам Н.К. Телетовой, крешение могло происходить 13/24.7.1705 (Телетова, с.62). Сомнительно участие в крещении титулярной королевы Польши Кристины Эбергардины (восходит к немецкой биографии Роткирха и воспоминаниям сына, Петра Абрамовича). И не столько потому, что она была лютеранкой, а по уставу Русской Православной церкви иноверцам не разрешается принимать участие в крещении, ибо было достаточно желания Петра I, чтобы чтобы забыть про устав (Петр сам неоднократно крестил в иноверческих церквах), сколько потому, что ни ее, ни самого Августа II в этот момент в Вильно, судя по всему, не было. Вполне возможно, что это было не крещение, а неудачное перекрещивание Абрама в Петра, ибо первое крещение происходило, как то следует из письма Спафария, еще в дороге из Константинополя: по расчетам Н.К. Телетовой, в Яссах, 9/20.10.1704 (Телетова, с.67). Однако от этого перекрещивания у Абрама появилось отчество «Петрович» по его крестному отцу, царю Петру. Еще по одной версии Ибрагим (Абрахам, Абрам) был крещен в Москве.

Петр трижды бывал в Вильне: с 8/19 июля по 1/12 августа 1705 г., с 24 сентября / 5 октября по 10/21 октября 1707, и с 28 января / 8 февраля по 4/15 февраля 1708 г.

Записи в Походном журнале за 1705 см. см. справку: Дворец Слушков.

Из Юрнала (Походного журнала) за 1707 г.: «Из Гродни Его Величество изволил путь Свой взять до Вильни Сентября 21-го дня <...>. В Вильню изволил прибыть 24-го Сентября и, не доезжая до Вильни за 3 мили, Его Величество встретили: господа генералы Князь Репнин, Чамберс, и Брегадир Фрис и протчие. В Вильне Его Величество изволил быть Сентября от 24-го Октября до 10-го дня» (с.5 2-й паг.)

Абрам Петрович «неотлучно» находился подле царя, спал в его комнате, сопровождал во всех походах. С 1714 г. Петр I доверяет ему различные поручения, в том числе секретные, он становится ординарцем и секретарём царя. В 1716 г. он поехал с государем за границу. Во Франции Абрам Петрович остался учиться в инженерной школе, затем поступил во французскую армию и дослужился до чина капитана. Вернувшись в Россию в 1723, был определён в Преображенский полк инженер-поручиком бомбардирской роты, капитаном которой был сам царь.

В 1748 г. Пятницкая церковь вновь сгорела почти до основания и с трудом была восстановлена. В 1795 зданием вновь завладели униаты. С упразднением в 1839 г. на территории Российской империи униатской церкви храм вернулся к православным, однако являл собой ветхое строение без крыши.

По инициативе генерал-губернатора М.Н. Муравьёва Пятницкий храм в 1864-1865 гг. был заново отстроен по проекту архитектора Николая Михайловича Чагина (1823-1909). В 1886 г. церковь была обнесена железной оградой на каменном фундаменте.

Во время Второй мировой войны в церкви выгорел интерьер. В 1945-1949 гг. был проведен капитальный ремонт. В 1961 г. церковь была закрыта и в здании размещен филиал Художественного музея.

В 1990 г. Пятницкая церковь возвращена Литовско-Виленской епархии Русской Православной церкви, отремонтирована и освящен 31 мая 1991 г. Резчиком Александром Клявиным и иконописцем Владимиром Подгорным сооружен новый иконостас.

В 2003 г. здание церкви внесено в список памятников культуры.

5 мая 2011 г. в ограде Пятницкой церкви открыт памятник арапу царя Петра Ганнибалу и его правнуку Пушкину. По замыслу автора идеи памятника поэта Юрия Кобрина, воплощённому скульптором Витаутасом Наливайка, скульптурная композиция представляет собой сомкнутые ладони России, в которых заключены овальные медальоны с рельефными изображениями Ганнибала и Пушкина. Композиция установлена на постаменте из гранита, ладони изготовлены из бронзы, медальоны с изображением Пушкина и его прадеда – из латуни. Высота памятника составляет 3 метра.

На постаменте помещены три плакетки с текстами на литовском и русском языках: «По благословению митрополита Вильнюсского и Литовского Хризостома в дар Вильнюсу – фонд писателя Константина Воробьева. 2011», «Идея поэта Виктора Кобрина. Скульптор Витаутас Наливайка. Архитектор Кястутис Микшис», «Меценаты Римандас Стонис, Петр Воейко».

Литература

Абрам Петров (Ганнибал). Геометрия и фортификация. [СПб., 1726]. 2 т. – Рукопись. ОРРК БАН, шифр ПБ 24/1-2.

Виноградов А.А. Путеводитель по городу Вильне и его окрестностям. Изд. 2-е. Вильна, 1908. С.89-93.

Гистория Свейской войны: (Поденная записка Петра Великого) Вып.1. М.: Кругъ, 2004. С.135-136, 276.

Зверко Наталия. В Вильнюсе открыт памятник Пушкину и Ганнибалу // Delfi. 5.5.2011. (http://ru.delfi.lt/news/live/v-vilnyuse-otkryt-pamyatnik-pushkinu-i-gannibalu.d?id=45134615; посещение 1.2.2016).

Лонгинов М. Абрам Петрович Ганнибал // Русский архив. 1864. Вып.2. Стб.188 .

Походные журналы 1706, 1707, 1708 и 1709 годов. СПб., 1854. 20, 14, 33, 26 с.

Прибалтийские русские: История в памятниках культуры: 1710-2010. Рига: Институт европейских исследований, 2010. С.167-169.

Пушкин А.С. Начало автобиографии // А.С. Пушкин. Полн. собр. соч.: В 10 т. Т.8. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1949. С.76-82.

Телетова Н.К. А.П. Ганнибал: К тресотлетию прадеда А. Пушкина // RS : Ежеквартальник русской филологии и культуры (СПб.). T.2, n°3. 1996. С.58-93.

Фейнберг И.Л. Абрам Петрович Ганнибал – прадед Пушкина: Разыскания и материалы / Сост., подгот. текста, вступ. ст. М.И.Фейнберг. Изд. 2-е. М.: Наука, 1986. С.99-100, 108-123.

Шлевис Герман. Православные святыни Вильнюса: Страницы истории. Vilnius: Savj, 2003. С.94-100.

Vilniaus ortodoksų šv. Paraskevės parapija (http://paraskev.wix.com/paraskevi-vilnius; посещение 1.2.2016).

Пятницкая церковь (Вильнюс) // Википедия. (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C_%28%D0%92%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8E%D1%81%29; посещение 1.2.2016).