Страна:
Авторы:
Страна:
Авторы:
Местоположение: Таллин (Eesti, 10145, Tallinn, Liivalaia, 38)
Тип памятника: Памятник церковной архитектуры
Церковь находится в центре города, в бывшем Ревельском форштадте.
Здание церкви представляет собой деревянную постройку, имеющую в плане форму креста. Ее архитектурный ансамбль дополняют изящная колокольня, завершающаяся трехчастным кивером, и приземистый шлемовидный купол на восьмигранном барабане. Башня колокольни и все здание обшиты горизонтальными деревянными досками, купол и кивер покрыты железными листами. К башне примыкает низкая входная крытая паперть с ажурной передней стеной. По обеим сторонам от входной двери располагаются оконные проемы с деревянными ставнями. Во внутренней архитектуре храма господствует классицизм. В классическом стиле выполнены ампирные колонны с ионическими капителями, стенная роспись и оформление иконостаса. За время своего существования церковь сменила 3 иконостаса, последний выполнен в 1866 художником Саввой Постемским. На стене храма укреплен знак памятника культуры.
Считается, что церковь была построена в июне 1721 года командиром Ревельского полка князем Шаховским и в 1749 году перенесена на ее нынешнее место. Храм был освящен 8/19.09.1721. Он является старейшим деревянным сакральным сооружением и одновременно первым купольным зданием в Таллине. По преданию, при основании церкви Петр I посадил в ее ограде «казанский» или «петровский дуб» – канадский бальзамический тополь. В 2004 году его сломала буря.
Первоначально церковь имела архитектуру барокко. В XIX веке ее облик приобрел черты классицизма – верхнюю часть барочного кивера колокольни заменил остроконечный шпиль, купол также утратил свой барочный силуэт, добавились фронтон над входом и треугольные сандрики над окнами. Здание было обшито досками. До 1972 года церковь окружал большой сад, обнесенный оградой с двумя воротами и часовней Спасителя. Перед западными воротами находились 2 мортиры. При проведении новой магистральной улицы Лийвалайа ограда, часовня и сторожка были снесены.
Церковь являлась полковым храмом вплоть до 1920 года, когда в Эстонии ликвидировались гарнизонные церкви. В связи с этим она стала приходской и отошла к русскому приходу. В начале 1960-х годов митрополиту Алексию (впоследствии патриарху Алексию II), отец которого М. Ридигер был в 1946–1962 настоятелем церкви, удалось спасти ее от сноса. Она ремонтировалась в 1835–1866, 1891, 1893, после пожаров в 1923 и 2009. Реставрация проводилась в 2002 году.
В настоящее время Казанская церковь является действующим храмом, имеет охранный статус.
Осипов А. 225-летие таллинской Казанской церкви. Таллин: ГИЗ Бланкоиздательство, 1946.
Беренс В. Историко-статистическое описание церквей и приходов Северо-Западных епархий. Ч. II: Эстонская епархия. Вып. I. Таллин, 1974. С.185, 262–263. (Рукопись. Tallinna Ülikooli Akadeemiline raamatukogu).
Мяэвяли С. Памятники архитектуры и искусства Таллина. Таллин: Периодика, 1986. С. 117–118.
Entsüklopeedia Tallinn. K. 1. Tалlinn: Eesti Entsüklopeediakirjastus, 2004. Lk. 144
Брунс Д. Архитектурные и исторические шедевры Таллинна. Таллин: КПД, 2011. С. 270–283.
Plaat J., Maasik A. Õigeusu kirikud, kloostrid ja kabelid Eestis. Tallinn: Eesti Kunstiakadeemia, 2011. Lk. 168–171.