Свод петровских памятников России и Европы

Церковь Святой Марии (Crkva Svete Marije od rijeke)

Церковь блаженной Осанны Которской Церковь Святой Марии на реке, Церковь Св. Марии Коледжаты, Crkva Svete Marije, Collegiate u Kotoru, Crkva Svete Marije Koleđate

Местоположение: Черногория, 85330, Котор, пл. 21 ноября (ранее – Деревянная) / улица 1 (восток-запад) , Церковь Св. Марии Коледжаты Monténégro / Crna Gora, 85330, Kotor, Trg od Drva / Ulica 1 (istok-zapad), Crkva Svete Marije Collegiate

Тип памятника: Памятник церковной архитектуры

В этой церкви побывал П.А.Толстой 13/23 июня 1698 г. Он рассказывает об поразившей его святыне – нетленных мощах некой святой Анны, о которой он, впрочем, ничего не сообщает: «И тот помяненный губернатор со мною ж ходил и привел меня в римской костел, в котором я видел под престолом тело некоторые жены, убраное в платье доминиканскаго закону, толко видеть лице и руки, имеющие плоть, и жилы, и кожу нетленно; а сказывают, что по смерти ее до ныне 130 лет. Та жена была греческаго закону, имя ей Анна, о том и римляне <т.е. католики> сказывают, что она была не иx веры; а отняли то ее тело римляне у греков <т.е. православных> насилием» (Путешествие, с.117).

Комментаторы «Путешествия» считают, что речь идет о соборе св. Трифона, главной церкови Котора. Однако Толстой ничего не пишет о главной святыне собора – мощах мученика Трифона, небесного покровителя города. Значит, губернатор повел его в другое место, которое определяется именем «некоторой жены» – Анны. Действительно в Которе почивают нетленные мощи местночтимой святой – Озанны, но не в главном соборе, а в древней монастырской церкви в честь Девы Марии, что «на реке». Ее почитают и католики, и православные, а нахождение как будто православной святыни в католическом храме объясняют теперь иначе: мол, сама Озанна, будучи доминиканской монахиней, хранила в тайне родное православие. Сам же романский храм построен возле Северных Речных ворот у реки Шкудра в 1221 году.

Блаженная Озанна (Осанна) Которская, в миру Екатерина Косич (1493-1565), родилась в семье сельского православного священника (ее дядя был даже православным епископом в Зете), пастушествовала, имела видения и отроковицей поступила в католический монастырь в Которе. Интересно, что ее семья никак этому не препятствовала и родственные связи, видимо, не прервались. Это, вероятно, и стало основой убеждения о ее тайном православии. Толстой приводит более радикальную легенду – что ее мощи католики похитили и присвоили, при этом он дважды увеличил ее возраст. Можно, однако предположить, что и католики оставляли за ней некоторую православность, раз повели Толстого к ее мощам. Хотя Озанна тогда еще не была канонизирована формальным образом, жители почитали ее покровительницей города (наряду со св. Трифоном) и еще помнили, как в 1539 г. она поднимала город на защиту от турецкого пирата Барбаросса.

Мощи Озанны, прославленной в лике блаженных в 1930 г., лежат открытыми, как при Толстом, в доминиканском облачении. Лицо ее – под маской, а руки видны нетленными.

Литература

Пасинович М.М. Котор: Памятник мирового культурного и природного значения /Пер. Л. Жуковской и Е. Жуковской. Загреб: Туристическое изд-во, 2008. С.56-57.

Путешествие стольника П.А.Толстого по Европе 1697-1699 / Изд. подгот. Л.А. Ольшевской, С.Н. Травниковым. М.: Наука 1992. 380, [4] с. (Литературные памятники).