Свод петровских памятников России и Европы

Театр дель Фондо (Teatro del Fondo)

С 1871: Королевский театр Меркаданте. Ныне: Театр Меркаданте (Постоянный теарт Меркаданте) (Since 1871: Real Teatro Mercadante. Nowadays: Teatro Mercadante (Teatro Stabile Mercadante))

Местоположение: Неаполь (Piazza del Municipio, 46, Napoli, Italiа)

Тип памятника: Достопримечательное место

Театр дель Фондо сооружен в 1777–1778 по проекту военного строителя полковника Франческо Сикуро на средства, изъятые у Ордена иезуитов, изгнанного из пределов Неаполитанского королевства – отсюда и его название Teatro del Fondo, по особому фонду, «Fondo di separazione dei lucri» (Фонд отделения доходов), куда вошли изъятые средства. Здание располагалось на площади, называвшейся Ларго дель Кастелло (Largo del Castello), ныне – Ратушная. Открытие театра состоялось 31 июля 1779 года оперой Linfedele fedele (Неверный верный) на музыку Доменико Чимарозы. В 1809 году руководство театром возглавил даровитый импрессарио Доменико Барбайя, который сумел привлечь ведущие музыкальные таланты той эпохи, в том числе Гаэтано Доницетти. В 1870-е годы театр был капитально перестроен и с 1871 получил имя музыканта Саверио Меркаданте (Giuseppe Saverio Raffaele Mercadante, 1795–1870). Вторая реконструкция продолжалась несколько десятилетий, и в театре вновь зажглись огни рампы лишь в 1995. В настоящее время тут идут преимущественно драматические спектакли.

19 августа 1827 года в здании театра состоялась премьера двухактной оперы буффа Доницетти «Il borgomastro di Saardam» (Бургомистр Саардама) – о царе-плотнике. Либретто написано Доменико Джилардони (Gilardoni) на основе французского водевиля Le bourgmestre de Sardam, ou Les deux Pierres А.О.Ж. Мелесвилля (Mélésville), Ж.Т. Мерля (Merle) и Э. Кантирана де Буари (Cantiran de Boirie). Авторская партитура сохранилась в Милане в Архиве Ricordi, в то время как в Неаполе в Консерватории San Pietro a Maiella существует копия партитуры с авторскими пометками.

Исполнители: Мариетта (Marietta), сопрано – Carolina Ungher; Петр Флиманн (Pietro Flimann), тенор – Berardo Calvari Winter; Петр Михайлов (Pietro Mikailoff, царь Петр), баритон – Celestino Salvatori; Вамбетт (Vambett), комический певец (buffo), бургомистр – Carlo Casaccia; Карлотта (Carlotta), меццо-сопрано, его дочь – Almerinda Manzocchi; Тимотео (Timoteo), бас – Raffaele Casaccia; Лефорт (Leforte), бас – Giovanni Pace; Али Мухамед (Alì Mohamed), тенор Gaetano Chizzola.

Согласно либретто в первом акте царь анонимно работает плотником в Саардаме, вместе с другим русским – беглым солдатом Петром Флиманном. Хозяин мастерской, думающий, что Флиманн и есть переодетый царь, поощряет его увлечение своей дочерью Мариеттой. Между тем настоящий царь вынужден покинуть Саардам дабы вернуться на усмирение очередного бунта. Перед отъездом царь раскрывает свое инкогнито, а испуганному Петру Флиманну жалует дворянское достоинство с тем, чтобы тот все-таки смог жениться на Мариетте. Опера пользовалась в Неаполе успехом и выдержала 35 представлений.

Литература

Baffi Giulio. Teatri di Napoli : origini, vicende, personaggi e curiosita dei teatri di prosa. Roma : TEN, 1997. 62 p. (Napoli tascabile. № 63).

 Teatro del Fondo; Teatro Mercadante // Wikipedia. (http://en.wikipedia.org/wiki/Teatro_del_Fondo; http://it.wikipedia.org/wiki/Teatro_Mercadante).

Teatro Stabile Mercadante // Comune di Napoli. (http://www.comune.napoli.it/flex/cm/pages/ServeBLOB.php/L/IT/IDPagina/2231).

Teatro Mercadante // Teatro Stabile Napole. (http://www.teatrostabilenapoli.it/?p=spettacoli).