Свод петровских памятников России и Европы

Спасское-Манухино, усадьба Матвеевых – графов Ягужинских с церковью Спаса Нерукотворного Образа (Москва)

Спас на Сетуни

Местоположение: Москва, Рябиновая ул., 18 (м. «Давыдково», «Кунцевская»)

Тип памятника: Памятник церковной архитектуры

Деревня Манухино (Оксёново) на берегу Сетуни – правого притока реки Москвы – встречается в документах с начала XVII века. Принадлежало как поместье, затем как вотчина дворянам Пушкиным, в 1673 году куплено у них боярином А. С. Матвеевым.

Артамон Сергеевич Матвеев (1625 –1682) – видный государственный деятель эпохи царя Алексея Михайловича, опытный дипломат, с 1671 года возглавлявший Посольский приказ, выдвинулся из стрелецких голов. В его доме воспитывалась Наталья Кирилловна Нарышкина, вторая жена царя Алексея Михайловича, мать Петра I. Один из образованнейших людей своего времени, А. С. Матвеев был знаком с западноевропейской культурой, знал несколько иностранных языков, имел большую библиотеку. Партия Милославских – родственников первой жены царя – считала его своим главным противником. В 1676 году, после смерти Алексея Михайловича, Матвеев был обвинён в чернокнижии и злых умыслах в отношении нового царя Фёдора Алексеевича и сослан в Пустозерск. Позднее перемещён в Лух. По воцарении Петра I в 1682 году Матвеев сразу же был возвращён в Москву. Однако через четыре дня после его приезда разразился стрелецкий бунт, во время которого Матвеев был изрублен стрельцами на глазах царской семьи.

В 1673 –1676 годах Матвеев построил в Манухине каменную церковь Спаса Нерукотворного Образа. Усадьба и село стали именоваться Спасским-Манухином или Спасом на Сетуни – по реке, правому притоку Москвы. На месте существующей колокольни стояли господские хоромы, соединённые с храмом. Переход из хором в церковь пролегал под кровлей трапезной и подводил к господской ложе в уровне второго света четверика.

Четверик Спасской церкви с трёхчастной скруглённой апсидой завершён двумя рядами кокошников и пятиглавием на высоких барабанах. Фасады декорированы фигурными расписными наличниками в стиле узорочья и полихромными изразцами. Полукружия апсид завершаются «бочка- ми» – элементом, характерным для деревянного зодчества. Некоторые исследователи предполагают участие в сооружении храма одного из ведущих зодчих того времени Ивана Кузнечика. Образ Спаса для церкви был написан Симоном Ушаковым.

После опалы Матвеева имение отошло казне, но один из соседей – окольничий А. С. Хитрово – перевёз к себе пожитки, дворовых людей и даже господские хоромы Матвеевых.

После гибели А. С. Матвеева Манухино унаследовал его единственный сын Андрей Артамонович (1666-1728), рождённый в браке с Евдокией Григорьевной, урождённой Хомутовой. А. А. Матвеев – сподвижник Петра I. Начинал придворную службу стольником, разделил с отцом ссылку, оставил описание стрелецкого бунта 1682 года, в котором погиб отец. Согласно его запискам, именно в доме Матвеевых нашли убежище от стрельцов Л. К. Нарышкин и другие родственники царевича Петра. Матвеев получил хорошее образование, знал иностранные и древние языки. Был посланником при голландских Генеральных штатах (1699 –1712) и при австрийском дворе (1712–1715). Основал в Гааге первую русскую православную миссию при дипломатических представительствах. По возвращении из-за границы поставлен во главе Навигацкой школы. Граф (1715), сенатор и президент Юстиц-коллегии (1719).

В царствование Екатерины I граф А. А. Матвеев – президент Московской сенатской конторы (1726). В том же году проводил ревизию Московской губернии, где выявил во всех городах «непостижимое воровство и хищения», что, вероятно, ускорило его отставку (1727). В следующем году он скончался и был похоронен рядом с отцом в родовой церкви свт. Николая Чудотворца в Столпах – ближайшем архитектурном аналоге церкви Спаса на Сетуни.

Сын А. А. Матвеева граф Фёдор Андреевич заложил село другому видному сподвижнику Петра I – Павлу Ивановичу Ягужинскому (1683–1736). Выходец из Литвы, сын органиста, гвардеец Преображенского полка (1701), денщик Петра, генерал-адъютант (1711) Ягужинский в 1722 году был назначен генерал-прокурором Сената – «оком государевым», по выражению императора. На этом посту Ягужинский приобрёл известность как последовательный борец с казнокрадством и должностными преступлениями. В 1730 году он поддержал императрицу Анну Иоанновну в противостоянии с верховниками, в заговоре которых поначалу участвовал. В 1730 году назначен сенатором, в том же году получил в управление Сибирский приказ. Граф (1731), кабинет-министр (1735). Владелец калужской усадьбы Авчурино, полученной в приданое за Анной Фёдоровной Хитрово, с которой, однако, развёлся в 1723 году и сразу же женился на графине Анне Гавриловне Головкиной, дочери петровского канцлера.

В 1779 году сын Ягужинского от второго брака граф Сергей Павлович продал Манухино А. Г. Гурьеву. Спасская церковь перестраивалась в 1809 году при следующем владельце села купце 1-й гильдии Г. А. Кирьякове: в трапезной был устроен придел прп. Григория Декаполита.

2 (14) сентября 1812 года на церковном дворе Наполеон и маршал Мюрат обсуждали занятие французской армией Москвы и обедали.

Новая обширная трапезная и стилизованная в духе XVII века колокольня сооружены в 1902 году архитектором В. Ф. Жигардловичем. Последним владельцем усадьбы был промышленник Франк Реддавей, британский подданный.

Церковь закрыли в 1941 году, до 1968 года в ней размещался производственный цех. Пятиглавие и верх колокольни были утрачены. В 1960 году местность вошла в черту Москвы. В 1960 –1980-е годы Спасская церковь реставрировалась по проекту архитекторов Е. В. Трубецкой и Т. Л. Энговатовой. Первоначальная узорочная покраска восстановлена по найденным следам.

В 1989 году в церкви возобновлены богослужения. В 1996 году храм освятил патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Спасская церковь при Кунцевском кладбище, также берущем начало в XVII веке, когда оно было сельским, является памятником регионального значения.

Литература

Голомбиевский А. А. Сотрудники Петра Великого. М., 1903.

Архитектуры Москвы. Окрестности старой Москвы (северо-западная и северная части территории от Камер-Коллежского вала до нынешней границы города). М., 2004. С. 98–102.

Щепотьев Л. Ближний боярин А. С. Матвеев как культурный политический деятель XVII в.: Опыт исторической монографии. СПб., 1906.

Русский дипломат во Франции (Записки Андрея Матвеева) / под ред. А. Д. Люблинской. Л., 1972.

Трубецкая Е. В. Церковь Спаса на Сетуни // Архитектурное наследство. № 20. М., 1972. С. 50-60.