Страна:

Авторы:

Свод петровских памятников России и Европы

Собор Сампсония Странноприимца (Сампсониевский) и захоронение А. П. Волынского, А. Ф. Хрущёва, П. М. Еропкина (С-Петербург)

Сампсониевский собор

Местоположение: Санкт-Петербург, Большой Сампсониевский пр-т., 41

Тип памятника: Памятник церковной архитектуры

Сампсониевский собор – один из немногих памятников церковной архитектуры первой половины XVIII века, сохранившихся в Санкт-Петербурге до наших дней.

Строительство первой – деревянной – Сампсониевской церкви началось в конце декабря 1709 года по личному повелению Петра I. Храм был заложен в память одного из важнейших сражений петровской эпохи – Полтавской баталии, одержанной в 1709 году 27 июня, в день памяти прп. Сампсония Странноприимца.

В том же году близ Сампсониевской церкви было открыто первое общегородское кладбище для православных, а рядом – «немецкое» – для католиков и протестантов. Православное кладбище считалось общегородским. Среди погребённых были люди из близкого окружения Петра I: «князь-папа» «Всешутейшего, всепьянейшего и сумасброднейшего собора» Пётр Иванович Бутурлин, его жена Анна Еремеевна (урождённая Пашкова), вдова предыдущего «князь-папы» графа Никиты Моисеевича Зотова, в 1720 году вышедшая замуж за Бутурлина по воле царя. В 1726 году здесь похоронили умершего в Петропавловской крепости первого русского самоучку, экономиста-теоретика Ивана Тимофеевича Посошкова, автора «Книги о скудости и богатстве». В 1740 году предали земле останки казнённых противников фаворита императрицы Анны Иоанновны графа Э. И. Бирона А. П. Волынского, П. М. Еропкина и А. Ф. Хрущёва.

«Немецкое» кладбище также было общегородским, там до 1756 года хоронили умерших в Санкт-Петербурге иностранцев. На кладбище были «дорожки» католическая, лютеранская, кальвинистская, англиканская. Там покоились западноевропейские специалисты, приглашённые в XVIII веке на российскую службу, в том числе, вероятно, первые петербургские архитекторы Доменико Трезини, Андреас Шлютер, Жан-Батист Леблон и Георг Иоганн Маттарнови, первый президент Академии наук Лаврентий Блументрост и его брат Иван, оба – лейб-медики Петра I, скульптор Бартоломео Карло Растрелли, живописцы Георг Гзель, Луи Каравак, Стефано Торелли.

На месте старейших городских кладбищ сейчас находится Сампсониевский сад, большие участки кладбища были застроены в конце XIX и в ХХ веке. В память о первых строителях Санкт-Петербурга в 1995 году в саду поставлен памятник работы М. М. Шемякина и В. Б. Бухаева, который, однако, вскоре стал жертвой вандализма.

В 1728 году на месте деревянной церкви начали строительство каменного храма. Архитектор его неизвестен. Особенностью здания является смешение архитектурных форм допетровской эпохи и элементов западноевропейской архитектуры. Основной объём перекрыт сводом и увенчан куполом на высоком гранёном барабане. К нему примыкают трапезная, полукруглая апсида и трёхярусная шатровая колокольня. Фасады декорированы профилированными карнизами и рустованными пилястрами, окна обведены наличниками. Нижняя часть храма с северной и южной сторон оформлена открытыми галереями. В южную стену и пилоны галереи вмонтированы надгробные плиты. Вход оформлен невысоким лестничным маршем. Общий стиль храма – «аннинское барокко», а завершение колокольни восьмигранным шатром с окнами-слухами можно отнести к произведениям традиционного русского зодчества XVII века.

Внутри собора на стенах и столпах сохранилось восемь мраморных и бронзовых надгробных плит, одна из них – над погребением секретаря Тайной канцелярии Ивана Фёдоровича Набокова (1709–1753). Всего в интерьере и вокруг храма обнаружено около тридцати надгробных плит. Последняя найденная во время археологических раскопок плита датируется 1775 годом.

Строительство собора было завершено в 1740 году. В 1737–1739 годах создан главный иконостас, на котором размещаются 56 резных золочёных скульптур и 42 резных киота для икон. В 1761 году вплотную к главному барабану, увенчанному луковичной главой, пристроены четыре малые главки, а интерьер храма расписан. В люнете напротив иконостаса находится изображение (роспись по штукатурке) Петра I в царском шатре, облаченного в воинские доспехи, с лежащими рядом атрибутами власти, и, очевидно, дающего клятву перед Полтавским сражением.

До начала царствования Екатерины II Сампсониевская церковь была главным воинским храмом Санкт-Петербурга. Здесь проводились богослужения для воинских частей, квартировавших на Петербургской и Выборгской сторонах города и в историческом районе Охта. Ежегодно 27 июня, в день Полтавского сражения, в церкви проходила особая служба. После смерти Петра I традиция ежегодного празднования Полтавской виктории была забыта.

Торжественно отмечались 100- и 150-летие Полтавы. Особенно широко праздновалось 200-летие Полтавской баталии. К юбилею под руководством епархиального архитектора А. П. Аплаксина была проведена комплексная реставрация всего храмового комплекса: отреставрированы фасады и интерьеры храма, разобраны поздние пристройки. Началу работ предшествовали архивные и натурные исследования, каждая стадия реставрации подвергалась тщательной фотофиксации. Тогда же построили «Юбилейный домик», предназначенный для ризницы, архива, библиотеки и квартиры священника. На месте алтаря первого соорудили небольшую часовню, а со стороны Большого Сампсониевского проспекта по проекту Н. Е. Лансере – новую ограду. Часовня и ограда стилизованы в духе барокко.

На стенах колокольни установили чугунные доски с текстами петровских речей, обращённых Петром I к русским войскам под Полтавой:

«Обращенiе Императора Петра Великаго къ своимъ войскамъ передъ Полтавскимъ сраженiемъ». «Воины! Пришел часъ, который должен решить судьбу Отечества. Вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за родъ свой, за Отечество, за православную нашу веру и Церковь. Не должна васъ смущать слава непобедимости непрiятеля, которой ложь вы доказали не разъ своими побѣдами. Имейте въ сраженiи пѣредъ собою правду и Бога, защитника нашего, а о Петрѣ вѣдайте, что ему жизнь его не дорога, жила бы только Россiя, благочестiе, слава и благосостоянiе ея!».

«Приветствiе Императора Петра Великаго къ своимъ войскамъ послѣ Полтавскаго сраженiя». «Здравствуйте, сыны отечества, чады Мои возлюбленныя! Пóтом трудов Моихъ создалъ Я васъ; безъ вас государству, какъ тлѣу безъ души, жить невозможно, Вы, имея любовь к Богу, к верѣ православной, к отечеству, славѣ и ко Мнѣ, не щадили живота своего и на тысячу смертей устремлялись небоязненно. Храбрыя дѣла ваши никогда не будутъ забвенны у потомства».

«Слово Императора Петра Великаго къ воинамъ павшим на полѣ Полтавской битвы». «Никто не можетъ болѣе. Какъ сiи несли тяготу дневную и нощную за любовь Божiю, Матерь Церковь, цѣлость Отечества и за Государя, положили души свои и кровiю вѣнчалися и подвиги страдальческiе явили. Храбрые воины! Вы увѣнчалися страдальческимъ вѣнцомъ и предстоите предъ престоломъ Царя Небеснаго. Поборайте же своими молитвами правому оружiю моему, поднятому на благо Отечества». «Воины благочестивые, за благочестiе кровiю вѣнчавшiеся, лѣта отъ воплощенiя Бога Слова 1709го Iюня 27го дня» (надпись на крестѣ братской могилы павшихъ воиновъ)».

К 200-летию Полтавской победы император Николай II даровал Сампсониевской церкви статус собора, о чём гласит текст беломраморной доски на колокольне. Часть юбилейных торжеств в 1909 году проходила рядом с собором. Согласно утвержденному императором порядку празднеств, в Сампсониевском соборе были совершены молебны и панихиды по Петру I и всем павшим в Полтавском бою воинам. В празднике приняли участие войска Петербургского гарнизона и военные корабли Балтийского флота – войсковые части проходили церемониальным маршем у памятника Петру I, который в юбилейные дни был открыт у Сампсониевского собора.

Собор закрыли в 1938 году, здание приспособили под склад. Только в 1977 году началась реставрация памятника. В 1984 году собор стал частью Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор». В 1999 году, после завершения реставрационных работ, в день 290-летия Полтавской победы, в Сампсониевском соборе был открыт государственный Музей-памятник.

В 2009 году, в дни празднования 300-летия собора, у его стен установлена небольшая стела с выбитым крестом и надписью «В память о захоронениях кладбища XVIII века». Памятный знак выполнен на средства Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» по проекту архитектора музея В. В. Яковлевой.

С 2010 года в соборе проводились ежедневные богослужения. В 2017 году Сампсониевский собор возвращён в управление Церкви. Охраняется государством как памятник федерального значения.

Литература

Аплаксин А. П. Сампсониевский собор в Санкт-Петербурге. 1709–1909. Издание комитета по организации празднования 200-летнего юбилея основания Сампсониевского храма, заложенного Императором Петром I в память Полтавской победы 1709 года 27 июня. СПб., 1909.

Семёнова И. С. Сампсониевский собор // Три века Санкт-Петербурга. Осьмнадцатое столетие. Т. 1. Кн. 2. СПб., 2003. С. 285–286.

Сампсониевский собор в Санкт-Петербурге. СПб., ГМП «Исаакиевский собор», 2009.

Исторические кладбища Санкт-Петербурга. М.; СПб., 2009. С. 730–731.

Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга: Энциклопедия христианских храмов. 3-е изд. СПб., 2010. С. 63–64.