Свод петровских памятников России и Европы

Памятный знак на месте Златоустовского монастыря (Москва)

Местоположение: Большой Златоустинский пер., владения 3а, 5/3, Малый Златоустинский пер., 5 («м. «Лубянка», «Китай-город»)

Впервые упомянут в 1412 году как «монастырь Иоанна Златоустого вне града Москвы». Стоял у границы загородной резиденции московских государей – Садов (Старых Садов), на древней Ростовской дороге, ушедшей впоследствии с ложа современных Лучникова, Большого Златоустинского и Милютинского переулков на ложе Большой Лубянки.

В 1479 году Иван III, крещённый во имя Иоанна Златоуста, выстроил в монастыре каменный собор с приделом ап. Тимофея, на память которого родился. Прежний деревянный храм, «бе же изначала церковь гостей московских строение» (то есть купцов крупнейшей Гостиной сотни), Иван перенёс в соседний, «свой» монастырь Покрова в Садех (Садах). Новый храм возводила псковская артель «камнесечцев», занятая прежде на строительстве Успенского собора, а позднее строившая церкви Сретения на Поле, Ризоположения в Кремле и Благовещенский собор в нём же. Патрональному строительству Ивана III отвечал новый статус Златоустовского игумена – выше всех священников загородья (предместья) Москвы. В 1663 году собор XV века был заменён пятиглавым, сохранявшимся с переделками 1700-х годов до советского времени, когда почти все постройки монастыря были снесены.

В петровское время Златоустовский монастырь испытал подъём благодаря особому вниманию графов Апраксиных. Ещё в 1632 году братья Конон, Пётр, Андреян и Никита Никитичи Апраксины ставили в монастыре церковь во имя мч. Василиска. Пётр Никитич Апраксин, погребённый в монастыре, – прадед сподвижников Петра I графов Петра, Фёдора и Андрея Матвеевичей Апраксиных. В обители упокоились также их дед Василий Петрович и отец Матвей Васильевич, убитый в 1667 году калмыками и башкирцами.

В 1706 году, по челобитью братьев Апраксиных и других монастырских вкладчиков, царь велел местоблюстителю патриаршего престола митрополиту Стефану (Яворскому) посвятить Златоустовского игумена Антония «архимандритом с шапкою» и сохранять эту степень за монастырём «непременно во веки». Посвящение состоялось тогда же в Киево-Печерской лавре в присутствии Петра.

В 1711 году граф Фёдор Матвеевич Апраксин построил над могилами предков, к юго-востоку от собора, церковь Благовещения Пресвятой Богородицы с усыпальницей в подклете. Храм в духе петровского барокко состоял из двусветного четверика, завершённого полуглавиями (полукружиями над центром каждого фасада), и двух сужающихся восьмериков с барабаном главы. Для характеристики Ф. М. Апраксина примечателен тот факт, что храм строился раньше его собственных палат на Моховой улице, а не наоборот. В 1728 году храмоздатель был погребён в усыпальнице Благовещенской церкви.

Фёдор Матвеевич Апраксин (1661 –1728) – потомок древнего рода рязанских бояр. Родной брат царицы Марфы Матвеевны, второй жены царя Фёдора Алексеевича, он с 1681 года состоял стольником сначала при нём, а после его смерти (1682) – при Петре I. Участвовал в создании «потешного» войска юного царя. После взятия Азова (1696) произведён в полковники. В 1700 году возглавил Адмиралтейский приказ, в 1708 году пожалован адмиралом, в 1709-м – генерал-адмиралом. Тогда же возведён в графское достоинство. В 1710 году принимал участие во взятии Выборга. В 1711 году командовал Азовским флотом. После неудачного для России Прутского похода (1711) выполнил условия мирного договора с турками – срыл крепость Азов, генерал-губернатором которой являлся. В 1712 году под его началом русская армия совершила поход в Финляндию, где в 1713 году взяла города Гельсингфорс и Борго (совр. Хельсинки и Порвоо). Под его командованием 27 августа 1714 года одержана победа в морском сражении у мыса Гангут. С 1717 года и до конца жизни занимал должность президента вновь учреждённой Адмиралтейств-коллегии. В 1720 году наблюдал за укреплением Кронштадта. В 1722 году участвовал в Персидском походе Петра I, начальствуя над морскими силами в Каспийском море. Весной 1723 года вернулся с императором в Санкт-Петербург и возгла вил Балтийский флот. После смерти Петра I вошёл в состав Верховного тайного совета, где поддерживал светлейшего князя А. Д. Меншикова. С двором Петра II переехал в Москву, где вскоре скончался.

В 1914 году, к 200-летию Гангутской битвы, Морское министерство при участии семьи Апраксиных обновило усыпальницу и могилу Ф. М. Апраксина по проекту архитектора С. К. Родионова. Снаружи по сторонам входа стояли два якоря в высоту портала. В Златоустовском монастыре были погребены и другие сподвижники Петра: генерал-аншеф граф Александр Иванович Румянцев (1680 –1749, под собором), генерал-аншеф Михаил Афанасьевич Матюшкин (троюродный брат царя, 1676 –1737), контр-адмирал Ипат Калинович Муханов (живший поблизости), Иван Акимович Сенявин (ок. 1679 –1726). Эпитафия Матюшкина была замечательна словами «…забыв <…> все прежние случаи смерти, поступал смело, воевал крепко, побеждал с триумфом». Соседство могил Апраксина, Муханова, Сенявина превращало монастырский некрополь в мемориал создателей русского военно-морского флота.

При разрушении монастыря в 1933 –1935 годах уничтожены все его храмы: собор Иоанна Златоуста, Благовещенская церковь-усыпальница, надвратная церковь правв. Захарии и Елисаветы, построенная императрицей Елизаветой Петровной (1742), церковь Живоначальной Троицы (1757–1761), в 1937-м – колокольня с церковью Всемилостивого Спаса (1746, 1757), а также ограда (кроме фрагментов и декоративной башенки – Кривоколенный пер., 4, во дворе) и все корпуса, кроме двух келейных.

Место соборной церкви застроено конструктивистским жилым домом ОГПУ, оконченным в 1935 году. Ещё один дом построен на месте сада и пруда, а на месте Троицкой церкви – детский сад. Места надвратной церкви, передней ограды, колокольни и нескольких братских корпусов не застроены. Не застроено также место церкви мч. Иоанна Воина, существовавшей в 1736 –1811 годах и построенной на средства комнатного стольника Ивана Петровича Матюшкина. Почти не застроено место Благовещенской церкви, и велика вероятность хотя бы частичного сохранения под землей усыпальницы Ф. М. Апраксина.

В 1996 году был постыдно снесён ещё один келейный корпус, руины которого натурно датируются XVII веком.

Благодаря контролю жителей и градозащитников над земляными работами в 2011 году удалось обнаружить и сохранить несколько надгробий, исторически размещавшихся под соборным гульбищем. В их числе – надгробия живших поблизости и связанных родством между собой Стрешневых, князей Хилковых и князей Кучумовичей (Сибирских). Это по преимуществу дети, не учтённые в родословиях, например, 7-летний сын князя Юрия Яковлевича Хилкова, комнатного стольника Петра I.

В 2015 году в сквере перед домом ОГПУ, близ места надвратной церкви, установлен памятный камень с надписью «Иоанно-Златоустов монастырь на месте сем с 1412 года». Камень установлен по инициативе прихода ближайшей церкви бесср. Космы и Дамиана на Маросейке, которому передан бывший келейный корпус (Малый Златоустинский пер., 5). По инициативе прихода образован Центр изучения Златоустовского монастыря.

В 2019 году правительство Москвы отнесло территорию и материальные остатки монастыря к объектам культурного наследия в статусе достопримечательного места.

Литература

Тихомиров М. Н. Древняя Москва. XII-XV вв.

Паламарчук П. Г. Сорок сороков. М., 1992. С. 179-183.

Цеханский Р. В. Златоустовский монастырь в структуре Белого города // Архитектура в истории русской культуры: Сборник. М., 1995. С. 113—121; Электронный ресурс «Academia». URL: https://www.academia.edu/14254426 (дата обращения: 27.11.2020)

Баталов А. Л., Беляев Л. А. Сакральное пространство средневековой Москвы. М., 2010. С. 111.

Беркович В. А., Егоров К. А. Новые находки белокаменных надгробий на территории Москвы. Электронный ресурс АИСТ (Археологические изыскания в строительстве). URL: http://arheoiz.ru/article/3 (дата обращения: 27.11.2020)

Кондратьев И. И. Московский Златоустов монастырь. Перспективы археологического изучения. Электронный ресурс «Academia». URL: http://www.academia.edu/14458319 (дата обращения: 27.11.2020)

Время первого камня. Издание Центра изучения Златоустовского монастыря, 2016