Свод петровских памятников России и Европы

Памятник Петру I у Михайловского (Инженерного) замка (С-Петербург)

Местоположение: Санкт-Петербург, Кленовая аллея, у входа в Михайловский замок

Тип памятника: Памятник монументального искусства

Работа над конным изваянием Петра I была начата Б. К. Растрелли ещё при жизни Петра I. Однако этот памятник стал вторым – после «Медного всадника» – по времени открытия. Между началом работы над статуей, заказанной в 1716 году, и открытием памятника в 1800 году прошло 84 года.

Итальянский скульптор и архитектор Бартоломео Карло Растрелли родился в 1667 году во Флоренции в дворянской семье, получил разностороннее художественное образование, работал в Риме, затем в Париже, где появился на свет его сын Франческо Бартоломео (1797–1771), будущий знаменитый петербургский архитектор. Зимой 1716 года с Б. К. Растрелли в Париже был подписан контракт: «1. Ехать ему в Санкт-Питербурх с сыном своим и учеником своим, и работать в службе Е[го] ц[арскому] в[еличеству] три года во всех художествах и ремеслах, которые он сам умеет и объявит. 2. Обезуетца он взять в свою службу людей рускаго народа, которых ему Ц. в. изволит дать ради научения тех художеств, которыя он сам знает». «Художества господина Растрелли сии суть: 1. Для планов и строений всяких созиданий, для садов, фонтанов и бросовых вод (или тех, которыя вверх прыскают). 2. В кумироделии всяких фигур и украшений в мраморе, порфире и твердых камнях. 3. Для литья и выливания всяких фигур таковой величины как пожелают в меди, свинце или железе…», а также «для делания декораций (или прикрас) и машин…». Весной 1716 года Растрелли с семьёй выехал из Парижа в Санкт-Петербург, где и оставался до конца жизни.

Одним из первых заказов, полученных Растрелли от Петра I, было создание конного монумента, подражающего триумфальным памятникам древних римлян. Наиболее известный прототип – конная статуя императора Марка Аврелия на римском Капитолии. Растрелли изобразил Петра I в облачении римского императора, на плечи наброшена горностаевая мантия с вытканными двуглавыми орлами, на голове – лавровый венок. В правой руке император держит маршальский жезл.

Уже осенью 1717 года была отлита небольшая модель статуи из свинца, отосланная по приказанию Петра I в 1719 году в парижскую Королевскую Академию надписей и изящной словесности для составления мемориального латинского текста, который предполагалось поместить на постаменте. По замыслу Растрелли, постамент должны были украсить аллегорические изваяния. В 1720 году скульптор создал ещё один вариант конной статуи. Шла работа также и над пешей полнофигурной статуей Петра, которую предполагалось установить перед зданием Двенадцати коллегий.

В 1724 году Растрелли выполнил два варианта портретного бюста Петра. В работе над этим произведением мастеру помогла сделанная им в 1719 году восковая маска, снятая с лица Петра. Согласно дневнику Ф. В. Берхгольца, 8 февраля 1724 года Растрелли преподнёс находившемуся в Санкт-Петербурге герцогу Гольштинскому Карлу Фридриху «бюст императора, сделанный из особенного рода гипса и окрашенный металлической краской», Берхгольц упоминает также «две большие металлические статуи императора, одну пешую, другую конную», которые «изготовляет» Растрелли.

Пётр I скончался 8 февраля 1725 года. Труды Растрелли по изготовлению моделей были оплачены только при императрице Анне Иоанновне в 1734 году, но распоряжение об отливке в бронзе дала 22 июня 1743 года императрица Елизавета Петровна. Для отливки, которая должна была происходить под наблюдением автора, был построен специальный «литейный амбар». Растрелли успел изготовить для отливки колоссальную восковую модель, но 18 ноября 1744 года он скончался. Дальнейшее руководство работами взял на себя сын скульптора Б. Ф. Растрелли. Отливка статуи была проведена в ноябре 1747 года мастером А. Мартелли, который до 1755 года продолжал чеканку. Высота конной статуи 5,27 м.

Существовали проекты установки конного монумента на площади у здания Двенадцати коллегий или в круглой колоннаде на площади перед построенным Ф. Б. Растрелли Зимним дворцом. Екатерина II сочла, что памятник «не сделан искусством таким, каково б должно представить столь великого монарха», и с 1766 года Э. М. Фальконе начал работу над новым монументом Петру. В 1782–1791 годах растреллиевская статуя находилась во владении князя Г. А. Потёмкина, но это не изменило её судьбы. Лишь в августе 1798 года император Павел I приказал установить её в Кронштадте, у входа в Петровский док. Но уже 3 марта следующего года император повелел «отправление в Кронштадт монумента Петра I остановить». Было назначено новое место – площадь Коннетабля перед строившимся Михайловским замком, где в 1800 году памятник был, наконец, установлен.

Проект постамента принадлежит архитектору Ф. И. Волков. Четырёхгранный постамент высотой 6,17 м облицован плитами из олонецкого мрамора. Надпись на лицевой стороны «Прадѣду / Правнукъ / 1800», вероятно, была сочинена самим императором. Бронзовые рельефы на боковых сторонах памятника – «Полтавская баталия» (на восточной стороне) и «Взятие фрегатов при Гангуте» (на западной) – выполнены по эскизам и под руководством скульптора М. И. Козловского его учениками – В. И. Демут-Малиновским, И. И. Теребенёвым и И. Моисеевым.

Памятник у Инженерного замка сохранился в годы вражеской блокады Ленинграда. В 1942–1945 годах бронзовая статуя, снятая с постамента, находилась в котловане, вырытом рядом. Реставрационные работы по памятнику – объекту культурного наследия федерального значения – проводились в 1989–1990 годах. 

Литература

Архипов Н. И., Раскин А. Г. Бартоломео Карло Растрелли. 16751744. Л.;М., 1964.

Петров В. Н. Конная статуя Петра I работы Растрелли. Л., 1972.

Малиновский К. В. Памятник Петру I Растрелли // Три века Санкт-Петербурга: энциклопедия. Т. 1. Осьмнадцатое столетие. Кн. 2. СПб., 2002. С. 86–87.

Памятники Санкт-Петербурга: справочник. СПб., 2002. С. 31–32.

Кривдина О. А., Тычинин Б. Б. Скульптура и скульпторы Санкт-Петербурга, 1703–2007. СПб., 2007. С. 482, 484.

Андросов С. О. Итальянцы при Петре Первом // Россия и Италия. Итальянцы в России от Древней Руси до наших дней. М., 2015. Вып. 6. С. 6679.

Андросов С. О. Образ Петра в скульптуре // Образ Петра Великого в мировой культуре: материалы XII международного петровского конгресса. Санкт-Петербург, 31 мая–1 июня 2019 года. СПб.. 2020. С. 190212.