Страна:

Авторы:

Свод петровских памятников России и Европы

Памятник Петру I (Лодейное поле, Ленинградская обл.)

Местоположение: Лодейнопольский р-н, г. Лодейное Поле, пр. Урицкого

Тип памятника: Памятник монументального искусства

Четырёхгранный обелиск из чугуна, окрашенного под светлый камень, на четырёх ножках-рустах и прямоугольном постаменте с цоколем стоит на берегу Свири. На лицевой (южной) стороне обелиска медальон с барельефным портретом Петра I. Обелиск увенчан бронзированным двуглавым орлом на шаре. Надпись на чугунной доске в основании обелиска: «На этом месте находился дом, в котором жил Пётр I при закладке в 1703 году местной Олонецкой судоверфи. Памятник сооружён в 1832 году».

Пристань на реке Свирь существовала издавна, когда эти земли входили в состав Обонежского ряда Новгородской вечевой республики. В середине февраля 1703 года А. Д. Меншиков ездил на Свирь и, осмотрев её берега, пришёл к выводу о необходимости строить там верфь. В 1703 году по воле Петра I началось устройство Лодейной пристани, или Лодатного поля – верфи, получившей название Олонецкой. К ней были приписаны города Пошехонье, Белоозеро, Каргополь, откуда в течение 1703 года прибыло до 10 тыс. человек. Работами руководили опытные корабельные мастера специалисты из Голландии и Дании. Лодейное Поле с полным основанием можно считать родиной Балтийского флота.

29 июня 1703 года после закладки и освящения крепости Санкт-Петербург на Заячьем острове и сражения с отрядом шведского генерала Абрахама Крониорта у реки Сестры, состоявшегося 7 июля 1703 года, Пётр из «новозастроенной крепости» поехал в Лодейное Поле, где заложил шесть фрегатов и девять шняв. 15 августа на верфь прибыл А. Д. Меншиков, в честь которого были спущены на воду шмаки «Велком» и «Гут Драгор». 22 августа со стапелей Олонецкой верфи сошёл первый российский фрегат «Штандарт» и началось его оснащение. 8 сентября царь в сопровождении шести судов вышел на нём из Лодейного Поля в Санкт-Петербург. За годы Северной войны на верфи в Лодейном Поле было сооружено более 100 судов.

В 1785 году поселения вокруг верфи были объединены в город Лодейное Поле. Олонецкая верфь существовала 128 лет. Среди строившихся на ней кораблей – шлюп «Диана», на котором В. М. Головнин прошёл в 1807–1809 годах из Кронштадта на Камчатку; шлюп «Мирный», на котором М. П. Лазарев совершил в 1819–1821 годах кругосветную экспедицию совместно с Ф. Ф. Беллинсгаузеном, в ходе которой была открыта Антарктида.

Авторы проекта обелиска в Лодейном Поле не установлены; возможно, это работа архитектора А. П. Брюллова, которому приписывается авторство проекта лодейнопольской церкви апп. Петра и Павла. Этот однокупольный храм со строгим классическим портиком был завершён строительством в 1843 году. Памятник-обелиск Петру I находился рядом с папертью церкви. В советское время храм был закрыт и в 1960-е годы окончательно разрушен. Обелиск, лишённый орла, уцелел, и в начале XXI века был реставрирован. С 1974 года охраняется государством как памятник федерального значения.

К 300-летию основания Олонецкой верфи в 2002–2003 годах по инициативе местного краеведческого музея в городе установлены два памятных знака: речной якорь на постаменте с надписью «Здесь со стапелей Олонецкой “Лодейнопольской” судоверфи в 1703 году 22 августа был спущен на воду фрегат “Штандарт” – первенец Балтийского флота» и стела с надписью «300 лет городу Лодейное Поле».

Литература

Игнатий, архиепископ. Воспоминание о пришествиях Великого государя Петра Первого в Олонец. СПб., 1849.

Богатырев И. В. Верфь в Лодейном поле // Судостроение. 1982. № 12. С. 46–50.

Мегорский В. П. Лодейнопольская верфь в царствование Петра Великого // Морской сборник. 1905. № 5. С. 1–20.

Зайцев П. М. Лодейное Поле. Л., 1964.

Шарымов А. М. Предыстория Санкт-Петербурга. 1703 год: Книга исследований. СПб., 2004.

Васильев П. А. Лодейное Поле: путь сквозь века. Подпорожье, 2010.