Свод петровских памятников России и Европы

Люксембургский дворец (Palais du Luxembourg)

Сенат (Sénat)

Местоположение: Париж (15, rue de Vaugirard, 75006, Paris, France)

Тип памятника: Памятник гражданской архитектуры

Элегантный Люксембургский дворец и примыкающий к нему сад являются одной из главных достопримечательностей левобережного Парижа. Дворец был построен в 1615—1631 архитектором Саломоном де Броссом (Salomon de Brosse) по заказу королевы Марии Медичи, регентши при малолетнем короле Людовике XIII. Завершал строительство Жак Лемерсье (Jacques Lemercier). Дворец получил свое название от находившегося здесь ранее дворца герцога Люксембургского. Мария Медичи приобрела его вместе с соседними домовладениями и на их месте приказала построить новый дворец в итальянском вкусе, напоминающий флорентийский Палаццо Питти. Однако сходство ограничилось сплошной рустовкой стен. В остальном дворец был типичной для французской архитектуры XVII века постройкой, сочетая в себе черты ренессанса и классически уравновешенного французского барокко. Главное здание выходит в сад южным фасадом с тремя ризалитами; два боковых крыла образуют с северной стороны парадный двор, закрытый со стороны улицы одноэтажной галереей, в центре которой находится главный вход с ул. Вожирар в виде нарядного павильона, увенчанного куполом. Каждый этаж дворца имеет колонны и пилястры различных ордеров. Здание увенчано высокой кровлей. Внутри дворца были устроены роскошные апартаменты. В западном крыле находилась знаменитая галерея, украшенная серией из 24 картин П.-П. Рубенса, посвященных аллегорическому описанию жизни Марии Медичи. Стены галереи были украшены росписями с изображением цветов, камей и пейзажей. Люксембургский сад имел регулярную планировку с большим партером перед южным фасадом дворца. Внимание посетителей привлекал фонтан Медичи в виде тосканского портика. В XVII—XVIII веках дворец принадлежал различным представителям королевской фамилии. В 1715 году регент Филипп Орлеанский передал дворец своей старшей дочери герцогине Беррийской. В начале XVIII века дворец и сад казались несколько старомодными, что отмечено в описании Парижа Ж. Бриса 1717 года.

11/22 мая 1717 года Петр I посетил герцогиню Беррийскую в Люксембургском дворце. «В 11 день его величество был у мадамы душесы де Берии», — лаконично отмечено в походном журнале. Французские журналисты гораздо подробнее описали визит. Издатель «Nouveau Mercure» сообщал, что царь прибыл в Люксембургский дворец в 6 часов вечера. Почетный караул гвардейцев встречал царя на лестнице и в парадных залах дворца. Молодая герцогиня в фиолетовом платье, усыпанном серебряными цветами, окруженная блестящей свитой, встречала царя в дверях своей приемной. Царь дважды поцеловал её в знак приветствия. После получасовой беседы царь изъявил желание осмотреть дворцовые апартаменты. Галерея Рубенса произвела на него большое впечатление. Его особенно тронуло полотно «Рождение Дофина». Царь также обратил внимание на картину А. Ван-Дейка «Венера, спрашивающая оружие для Энея» и на полотно Г. Рени «Давид». Затем царь осматривал дворец снаружи и сад, при этом сделал несколько кругов по саду, где пробыл до 7 часов.

Герцогиня Беррийская Мария-Луиза-Елизавета, молодая вдова герцога Беррийского, пользовалась дурной славой у парижских сплетников; в народе её называли «Мессалина дю Берри». Считалось, что в своей резиденции она предавалась чревоугодию и любовным утехам. Ж. Бюва в своей рукописной «Gazette de la Régence» писал как очевидец встречи царя и дочери регента: «Мадам де Берри казалась толстой (намек на скандальную беременность молодой вдовы. — С.М.), как башня, но в то же время прекрасной и свежей». В XIX веке родилась легенда о тайных попойках русского царя в Париже в компании регента и герцогини Беррийской.

На протяжении полутора веков Люксембургский дворец был резиденцией различных представителей королевской семьи. Революция национализировала дворец, в котором была устроена тюрьма для аристократии. Затем здесь была резиденция Директории и Сената. С перерывами Сенат размещается в Люксембургском дворце с наполеоновского времени до наших дней. В XIX веке дворец неоднократно перестраивался.

Литература

Brice G. Description de la ville de Paris et de tout ce qu'elle contient de plus remarquable. 7e éd. revue et augmentée. T. III. Paris: F. Fournier, 1717. P.73—78.

Abbregé de l’Histoire du Czar Peter Alexiewitz, avec une Relation de l’Etat présent de la Moscovie, et de ce qui s’est passée de plus considerable, depuis son arrivée en France jusqu’à ce jour. Paris: Pierre Ribou et Gregoire Dupuis, 1717. P. 199—201.

Buvat J. Gazette de la Régence: Janvier 1715—juin 1719. Paris: G. Charpentier, 1887. P. 180.

Lossky B. Le séjour de Pierre le Grand en France // Le monde slave. 1932. № 8. P.288—289.

Fierro A., Sarazin J.-Y. Le Paris des Lumières d’après le Plan de Turgot: 1734—1739. Paris: Réunion des musées nationaux, 2005. P. 112—113.

Походный журнал 1717 года: [Юрналы 1717-го года]. СПб., 1855. С. 15.

Обстоятельный журнал о вояже (или о путешествии) его царского величества, как ис Копенгагена поехал и был в Галандии, во Франции и в протчих тамошних местах, и что там чинилось // Гистория Свейской войны: Поденная записка Петра Великого / Сост. Т.С. Майкова. Вып. 1. М.: Круг, 2004. С. 617.