Свод петровских памятников России и Европы

Королевские дома

Местоположение: Париж (Place des Vosges, 75004; Place des Victoires, 75001; Place Vendome, 75001)

Тип памятника: Архитектурный ансамбль, Памятник монументального искусства

Осмотр Парижа Пётр I начал 30.4/11.5.1717 года со знакомства с «королевскими домами» – так в Журнале царского путешествия названы регулярно застроенные площади в центре французской столицы, украшенные статуями королей Людовика XIII и Людовика XIV.

Королевской площадью называлась в XVII–XVIII веков нынешняя площадь Вогезов (это имя она носит с 1800 года) в квартале Марэ. Она была распланирована и застроена по указу короля Генриха IV между 1605 и 1608 годами (торжественно открыта в 1612 году) на месте старого королевского дворца Турнель, в восточной части тогдашнего Парижа.
Квадратная в плане площадь (108 м каждая сторона) окружена 36 павильонами с одинаковыми фасадами (по 9 с каждой стороны) из кирпича и камня с высокими (из кровельного сланца) крышами, снабжёнными слуховыми окнами. На уровне цокольного этажа павильоны объединены аркадой наподобие коридора. Наиболее высокие центральные павильоны, расположенные симметрично с южной и северной стороны площади, носят названия павильонов Короля и Королевы. Въезд на площадь для карет имелся лишь со стороны ул. Фран-Буржуа.

В центре площади в 1639 году (при жизни короля) была установлена бронзовая конная статуя Людовика XIII в виде римского императора (скульпторы Р. да Вольтерра и П. Биар). Скульптура коня, изготовленная итальянцем Р. да Вольтерра, была получена в качестве приданого Екатерины Медичи, а фигуру короля много позже сделал французский скульптор П. Биар. Статуя была разрушена во время Революции и заменена мраморной копией в 1829 году.

Пожалуй, именно королевская статуя привлекла главное внимание русского царя в 1717 году. Он обошёл площадь и рассмотрел статую. На пьедестале из белого мрамора были выбиты велеречивые надписи в честь «Людовика Справедливого». Весь внутренний двор площади в то время был обнесён железной решёткой, по замечанию современника, «совершенно бесполезной», а древесные насаждения на площади отсутствовали.
Площадь Побед в самом центре правобережного Парижа (квартал Сен-Рок) была построена около 1686 года по проекту знаменитого архитектора Ж.-А. Мансара как обрамление для статуи Людовика XIV. Для этого герцог де Ла Фейяд, пэр и маршал Франции, купил и разрушил находившийся на этом месте старый дворец герцогов Ла Ферте. Скульптор М. Дежарден создал пешую статую Людовика-победителя. Фигура короля была облачена в коронационные одежды; за ним на земном шаре возвышалась фигура Победы, венчающая королевскую голову лавровым венком; в другой руке она держала пальмовую и оливковую ветви. Ногами король попирал Цербера. На пьедестале были укреплены барельефы, прославляющие победы Людовика. По углам пьедестала находились фигуры скованных рабов. Автором надписи на памятнике был непременный секретарь Французской академии Ф. Демаре. Все бронзовые фигуры памятника были позолочены. Четыре монументальных светильника из мрамора и бронзы были установлены по сторонам площади.

Пётр I зарисовал памятник и ознакомился с надписью.
Памятник был разрушен во время Революции и заменён в 1822 году эффектной конной статуей короля-солнце (работы скульптора Бозио). Фасады зданий по периметру овальной площади хорошо сохранились до нашего времени.

Наконец, русскому царю показали площадь Людовика Великого (ныне Вандомская площадь), украшенную конной статуей «короля-солнца» работы скульптора Ф. Жирардона.
Площадь эта была устроена в 1685 году в западной части правобережного Парижа (квартал Сент-Оноре). Прежде на этом месте находился дворец герцога Вандомского. В окружающих площадь зданиях предполагалось разместить целый ряд королевский учреждений (Библиотеку, Академии, Монетный двор и др.) Однако эти планы не были осуществлены. В 1686–1687 годах вокруг площади были возведены лишь одинаковые фасады, которые без крыш и «внутренностей» напоминали театральные декорации. Лишь в 1699 году, когда посреди площади была воздвигнута конная статуя работы Жирардона, прежние фасады были разрушены и площадь начала застраиваться роскошными «отелями», в которых поселились многие аристократы, финансисты, а также известные архитекторы Габриель и Мансар. Последний проектировал новые элегантные фасады, которые окружили восьмиугольную площадь. Второй и третий этажи объединены пилястрами коринфского ордера. Нижний этаж устроен в виде закрытой аркады.
В центре площади возвышалась колоссальная конная статуя, представляющая Людовика XIV в одежде античного героя, сидящего на лошади без седла и стремян. Созданная Франсуа Жирардоном статуя была отлита по усовершенствованной технологии И.-Б. Келлером. Она поражала современников своими размерами и высоким качеством отливки. Длинная надпись, составленная членами Академии Надписей и медалей, покрывала все четыре стороны мраморного пьедестала. Королевская статуя была разрушена во время Революции. На её месте позже была установлена знаменитая Вандомская колонна со статуей Наполеона на вершине.

Побывав на центральных площадях Парижа, Пётр I познакомился с лучшими образцами регулярного градостроительства того времени и обратил внимание на своеобразие французской архитектуры. Но особенно его привлекли конные монументы, ведь в это время им уже была заказана скульптору Растрелли собственная конная статуя в память о победах русских войск над шведами (современники будут сравнивать её со статуей Людовика XIV работы Жирардона). 

Литература

Brice G. Description de la ville de Paris et de tout ce qu'elle contient de plus remarquable. 7e éd. revue et augmentée. Paris: F. Fournier, 1717. T. 1. P. 262–265, 300–304; Т. 2. P. 73–81.

Походный журнал 1717 года: [Юрналы 1717-го года]. СПб., 1855. С. 13–14.

Lossky B. Le séjour de Pierre le Grand en France // Le monde slave. 1932. № 8. P. 285.

Обстоятельный журнал о вояже (или о путешествии) его царского величества, как ис Копенгагена поехал и был в Галандии, во Франции и в протчих тамошних местах, и что там чинилось // Гистория Свейской войны: Подённая записка Петра Великого / Сост. Т.С. Майкова. Вып. 1. М., 2004. С. 616.

Fierro A., Sarazin J.-Y. Le Paris des Lumières d’après le Plan de Turgot: 1734–1739. Paris: Réunion des musées nationaux, 2005. P. 21–23.