Свод петровских памятников России и Европы

Кафедральный собор св. Георгия Победоносца (Chiesa-Cattedrale di San Giorgio)

Местоположение: Венеция (Castello 3412, Campo dei Greci, 30122 Venezia, Veneto)

Тип памятника: Памятник церковной архитектуры

Воздвигнутая в XVI веке силами православных греков, проживавших в Венеции, церковь святого Георгия является самой древней церковью греческого рассеяния. Эллинская диаспора в Венеции значительно выросла после падения Константинополя в 1453 году и составляла около 4000 человек. Для православных стала очевидной необходимость иметь собственную церковь. 

Первое ходатайство о выделении грекам церкви было возбуждено Исидором (1385–1463), в 1437–1442 годах митрополитом Киевским и всея Руси. В 1456 году община обратилась в Совет Десяти, и по ходатайству Исидора Киевского получила для богослужений церковь святого Власия (San Biagio). Важным подготовительным этапом к строительству церкви стало признание республикой в 1498 году греческой общины в качестве «confraternita di San Nicola» («братства во имя святителя Николая»), официально зарегистрированного землячества. Наконец, был приобретён участок земли и возведена временная деревянная церковка (1527). 

Работы по возведению каменной церкви начались в 1539 году под руководством зодчего Сантэ Ломбардо (Santè Lombardo) и окончились через 34 года под руководством архитектора Джаннантонио Грона (Gianantonio Gron). Выполненный из истрийского камня фасад и стиль здания в целом совмещают в себе черты венецианского возрождения и ломбардской архитектуры. 

Упадок «венецианской Византии» начинается с 1685 года, когда митрополит Мелетий (Типальдос) признал над собой власть папы и подписал латинское исповедание веры. Узурпировав таким образом кафедру, он в течение трёх десятилетий пытался навязать верующим унию, несмотря на их горячие протесты.  

В это противостояние вмешался Пётр I, призвавший вернуть храм православным. В 1710 году венецианские греки обратились к нему как к православному монарху – защитнику веры, с просьбой о помощи в тяжбе с митрополитом Мелетием. В своём послании от 7/18 декабря 1710 года к венецианскому дожу Джиованни Корнелио, сохранившемся в виде копии на латинском языке в Греческом институте, русский царь выражает Венецианскому правительству протест по поводу захвата православной церкви: «<...> получили мы известие от единоверных с нами восточной церкви, что <...> церковь святаго мученика Георгия, которая в вашем городе Венеции обретается и издревле <...> пребывала во всякой волности при своих привилиях и уставах <...>. Ныне же будто оной церкви <...> чинится некоторое гонение и утеснение, которое происходит от некоторого непостоянного их архиерея Филаделфия <....>. Того ради мы <...> дружелюбно просим, дабы помянутой нашей греческой религии церкви святого Георгия в догматах церковных <...> и народу той религии, в Венеции обретающемуся, озлобления и утеснения никому чинить допущено и позволено не было».  

Несмотря на это, папские и венецианские власти и после смерти отступника, последовавшей в 1713 году, продолжали попытки утвердить здесь униатство. Поэтому многие верующие вынуждены были уехать за границу – в Триест, Ливорно, Пешт и в другие места.  

Описания этой церкви оставили многие русские путешественники петровской эпохи. 15/25 июня 1697 года её осмотрел, а 16/26 июня посетил П.А. Толстой и дал её обширные описания: «В Венецы церковь <...> во имя великомученика Георгия; та церковь строения древняго, в той церкве святыя иконы греческих писем; у тое церкви живет греческой митрополит Мелетий и с ним священники белые, и иноки греческаго закону, и архидиякон, и диякон – все греки. <...> Та церковь хорошего строения каменного; <…> а святые иконы в той церкви – все писма греческие, хорошие, а в олтаре той церкви стенные хорошие, греческие ж. <…> В той церкви служат обедни, и вечерни, и завтрени греческим языком. <…> Иноки-греки ходят в рясах, да в камилавках, а мантий и клобуков мало носят; а иноки так ходят власно, как и на Москве инокини». 

6/16 февраля 1698 года побывал в этой церкви боярин Б.П. Шереметев: «<...> ездил Боярин к обедне в церковь Святаго Великомученика Георгия и был у благословения у Преосвященнаго Митрополита, который живет в Венеции для благочестивых Греков, и под час обедни Преосвященный благословил Боярина образом Святаго мученика Георгия и свечою». В мае 1698 года церковь посетил стольник Алексей Петрович Измайлов: «<...> был в монастыре у святаго Георгия, церковь великая, внутри все из мрамора белаго, пол мраморной разнаго цвета, лампады превеликия серебряныя, 10 лампад». 

Впоследствии, когда жизнь греков вновь наладилась, вокруг церкви святого Георгия вырос греческий квартал. В соседнем палаццо по адресу Castello, 3412 находится Греческий Институт византийских и поствизантийских исследований (Istituto Ellenico di Studi Bizantini e Postbizantini), в котором хранится греческая копия петровской грамоты, а в бывшем здании братской больницы, выстроенном Бальдассаре Лонгена (1678), располагается уникальный музей византийских икон (Castello, 3422).  

Из-за увеличения православной греческой диаспоры 5 ноября 1991 года была учреждена архиепархия Италии и экзархат Южной Европы с юрисдикцией над Италией и Мальтой. Свято-Георгиевский храм стал кафедральным собором новой епархии.

Литература

Шмурло Е.Ф. Отчёт о заграничной командировке осенью 1897 года // Учёные записки Импер. Юрьевского ун-та: [Приложение]. 1898. №1. С. 55–57.

Письма и бумаги Императора Петра Великого. Т. 10. М.: Изд-во АН СССР, 1956. № 4138. С. 428–429.

Толстой П.А. Путешествие стольника П.А.Толстого по Европе: 1697–1699 / Изд. подгот. Л.А. Ольшевская, С.Н. Травников. М.: Наука, 1992. С. 51.

Порфирий (Успенский), епископ. Святыни земли италийской: Из путевых записок 1854 г. Москва: Изд-во Спасо-Преображ. Валаам. Монастыря; Православ. паломник, 1996. С. 286. (Церковно-историческая библиотека).

Шереметев Б.П. Записка путешествия графа Бориса Петровича Шереметева в Европейские государства: 1697–1699; Журнал путешествия по Германии, Голландии и Италии в 1697–1699 гг., ведённый состоявшим при Великом посольстве русском к владетелям разных стран Европы // Россия и Запад: Горизонты взаимопонимания: Литературные источники первой четверти XVIII века. Вып. 1. М.: Наследие, 2000. С. 100, 193.

I greci a Venezia: atti del convegno internazionale di studio: Venezia 5–7 novembre 1998 / a cura di M.F. Tiepolo ed E. Tonetti. Venezia: Istituto Veneto di scienze, lettere ed arti, 2002. VIII, 740 p.

D’Antiga R. Guida alla Venezia bizantina: santi, reliquie e icone. Padova: Casadei libri, 2005. P. 63.

Ястребов Алексий, свящ. Святыни Венеции: Православный историко-художественный путеводитель по базилике Святого Марка и церквям Венеции / Научн. ред. М.Г. Талалай. Падуя: Община Жен-Мироносиц, 2010. 400 с.